После трагической гибели 15 октября этого года Владимира Шубы на место прокурора Днепропетровской области прочили несколько кандидатур. Однако Генеральный прокурор Украины остановил свой выбор на Михаиле Косюте, имеющем огромный опыт юридической деятельности - и судьей, и прокурором, и преподавателем. Для Днепропетровска Михаил Васильевич - человек новый. Каким ему показался наш непростой регион за первые полтора месяца работы в новой должности? С этого вопроса «Комсомолка» и начала беседу с Михаилом Косютой.
Нужен жесткий надзор
- Михаил Васильевич, Вам довелось поработать во многих областях Украины, есть с чем сравнивать. Как выглядит Днепропетровщина с юридической точки зрения?
- Хочу сразу отметить: вся Украина прекрасна и каждый регион имеет свою особую изюминку. Днепропетровщина отличается высоким научным, промышленным потенциалом - это, безусловно, сказывается на специфике прокурорского надзора. Прежде всего надзор осуществляется за соблюдением законодательства в экономической сфере. Приоритетными для нас являются вопросы свое¬временной выплаты зарплаты, пенсий, стипендий; пополнения всех уровней бюджета. Очень тревожная ситуация складывается в области с наполнением Пенсионного фонда. Две с половиной тысячи экономически активных предприятий области имеют на 1 декабря задолженность перед фондом более 92 млн. гривен, что на 13,7 млн. больше, чем в прошлом году. В текущем году прокурорами возбуждено 20 уголовных дел по различным фактам нарушения законодательства в сфере пенсионного страхования.
Второй момент. Концентрация промышленных объектов, учебных заведений дает определенный процент криминалитета. В этом году в области зарегистрировано более 30 тысяч преступлений. И хотя это меньше, чем в прошлом году, но такой высокий уровень преступности нас очень беспокоит. Совершается большое количество убийств. Является проблемой и наркомания. В 2008 году 12 человек уже осуждены за сбыт наркотиков, который они осуществляли в организованных преступных группах. На специфику работы органов прокуратуры влияет и наличие значительного количества на территории области исправительных колоний. Это общие моменты. А в целом, безусловно, нужно осуществлять жесткий надзор за соблюдением Конституции, законов Украины, независимо от того, или это Черновцы, или Одесса, или Днепропетровск.
Прокуратура проверит недра
- Кстати, об Одессе, где вы работали: и там, и у нас остро стоят земельные, природоохранные вопросы.
- Да, действительно. Земля - наибольшее богатство Украины. Это наше «золото». В Днепропетровской области есть ряд районов - Новомосковский, Петриковский, Днепропетровский, - где земля особенно ценна. Мы много уделяем этому вопросу внимания. Я дал поручение прокурорам провести проверки по законности использования недр, карьеров: есть ли соответствующие разрешения и что от этого имеет государство. Что касается окружающей среды, то это также острая проблема Днепропетровщины - более полумиллиарда кубов вредных выбросов ежегодно! И это притом, что улучшаются очистные сооружения, внедряются новые технологии.
- Еще больная тема - распашка древних курганов.
- Да. И незаконное строительство, и использование водных ресурсов. Тут тоже есть над чем работать.
- Ваше мнение по поводу пожара в Управлении земельных ресурсов?
- Пока тут полностью информацией не владею, поскольку работаю еще недавно. Предварительная версия, что умышленного поджога не было. Будем держать вопрос на контроле, чтобы все документы восстановили и никаких злоупотреблений из-за их отсутствия не было. Пока никаких жалоб в связи с этим к нам не поступало.
За взятки - ответят!
- Ваши первые указания на посту прокурора Днепропетровской области были связаны с кризисом. Есть ли конкретные дела по предприятиям, нарушающим права трудящихся?
- Действительно, совместно с областной госадминистрацией мы предприняли предварительные меры. Чтобы было меньше увольнений работников предприятий, невыплат зар¬плат и т. д. Я провел координационное совещание по данному вопросу, объездил и объезжаю ряд районов, городов, обращая внимание и на эти моменты. Серьезных нарушений, связанных с кризисом, пока нет.
- Как так нет? Людей вынуждают идти в отпуска за свой счет, сокращают рабочую неделю, задерживают зарплату…
- Вопросы задолженности выплаты заработной платы мы контролируем постоянно. Только в этом году, например, прокурорами возбуждено более 140 уголовных дел. Принимаем и другие меры прокурорского реагирования. Так, после прокурорского предписания завод «Днепропресс» выплатил людям 1 млн. 100 тысяч долгов по зарплате, а ОАО «Днепротяжмаш» - 8 млн. гривен.
Вот еще пример - по предприятию «Оветри» в Орджоникиде. Там зар¬плату выплачивают, но нашли схему, как уходить от выплат в Пенсионный фонд. Создана комиссия из сотрудников органов прокуратуры, КРУ, Пенсионного фонда, которая разберется и примет решение. Есть еще проблема, которая нас очень тревожит. Очень много председателей сельсоветов, которых привлекают к ответственности за взятки. Они подрывают доверие к власти. В чем причина? Во-первых, люди должны лучше знать, кого выбирают. Смотреть, почему именно эти кандидаты идут во власть. Во-вторых, депутаты не должны по каждому вопросу бездумно голосовать, а должны тщательно изучать материалы. Особенно когда речь идет о выделении земли. На сегодня нами расследованы уголовные дела в отношении 39 сельских голов Днепропетровщины, они предстанут перед судом за взятки.
- Какие суммы?
- Разные. Большие суммы. От 2 до 200 тысяч долларов.
- Вы поднимали еще одну антикризисную проблему - соблюдение законодательства в сфере теплоснабжения. И как у нас с этим?
- Да, мы держим на контроле вопросы, связанные с отопительным сезоном - экономической обоснованности и законности тарифов на теплоносители, жилищно-коммунальные услуги, возникновения задолженностей по газу и т. д. Проверки теплоснабжающих предприятий выявили ряд нарушений. Например, Криворожская теплоцентраль завысила стоимость подрядных работ и незаконно перечислила «Реалстрою» около 95 тысяч гривен. А городская власть Никополя не использовала все свои полномочия, чтобы к людям в дома шло тепло. Только после многочисленных жалоб никопольчан и вмешательства прокуратуры начались пусконаладочные работы в котельной, обогревающей два микрорайона - Кристалл и Жуковский.
Заявления о побоях в милиции - способ защиты
- Михаил Васильевич, сейчас в Днепропетровске идет много резонансных судебных процессов (так называемые «маньяки», Ткач, по «Озерке» - имею в виду убийство Воробьева). Днепропетровск что - криминальная столица Украины?
- К сожалению, время от времени в различных регионах страны совершаются убийства, иные тяжкие преступления, в том числе заказные. Увы, совершают такие преступления и в нашей области, и здесь она ничем не отличается от других.
- Почему же тогда именно у нас так много резонансных дел?
- Ну что я тут скажу? Безусловно, есть упущения по профилактике преступлений. Недостаточно проводится работа с ранее судимыми. Не уделяется должное внимание работе с подрост¬ками, не занятыми работой либо учебой. Не создаются условия для проведения внешкольной работы, досуга школьников после занятий. Что же касается молодых людей, совершивших серийные преступления - на них сказался, по-видимому, воспитательный процесс в семье. Нередко родители свои обязанности по воспитанию перекладывают на кого угодно, это и приводит к таким последствиям…
- Кстати, по этому процессу много неувязок и слухов. Как вы прокомментируете заявления подсудимых, что якобы у них выбили признательные показания?
- Действительно, были заявления о том, что на них оказывали психологическое и физическое давление. По состоянию на сегодняшний день, нет никаких объективных данных, что такое давление было. Это первое. Во-вторых: можно в какой-то краже признаться, но два десятка убийств? И все заставить взять на себя?
- Эти подсудимые отказались от показаний, и те, что по делу Воробьева, тоже. Это что, такой способ избежать ответственности?
- Я работаю в юриспруденции уже около 30 лет. И для меня это не новость. Да, это один из способов защиты. На предварительном следствии, один на один в камерной обстановке все признают. Как только доходит до публичного рассмотрения, каждый хочет показать себя в лучшем свете. И находят выход - «бьют, бьют и бьют». Я не хочу сказать, что работники милиции святые и там такого нет. Но проверки и судами, и прокуратурой в большинстве случаев подтверждения подобным заявлениям не находят. Нет ни побоев, ни других доказательств того, что человек дал показания под давлением. Наоборот, находятся бесспорные доказательства их вины.
Подсудимых «по Мандрыковской» выпускать не следовало
- Михаил Васильевич, в одном из местных СМИ утверждалось, что якобы после вашего прихода отпустили под залог обвиняемых во взрыве газа на Мандрыковской. А вот Владимир Шуба способствовал их задержанию после трагедии.
- Дело слушается судом с марта прошлого года, и никакого влияния со стороны органов прокуратуры на суд не происходило и не происходит. Если же ознакомитесь с протоколами судебного заседания, то увидите: два прокурора-гособвинителя ни разу не ходатайствовали о смене меры пресечения для подсудимых. Можно кому-то ссылаться на мой приход, но есть закон. Он позволяет судье изменять меру пресечения. Правильно или нет? Это пусть вышестоящий суд скажет. Я считаю (и это моя категоричная позиция), что подсудимым по этому уголовному делу меру пресечения в виде содержания под стражей на залог менять не следовало. Суд решил иначе. Опротестовать это решение или как-то повлиять на него ни я, ни Генеральный прокурор не можем. Потому сразу отвергаю какие-либо домыслы по этому поводу.
«Чим глибше знаємо, тим твердже стоїмо»
- Михаил Васильевич, как у вас сложились отношения с прокурорским составом области, органами власти, мест¬ной элитой?
- Нормально сложились, я не конфликтный человек. Строго придерживаюсь правил хороших взаимоотношений. Но принципами законности не поступлюсь. Считаю, что в Днепропетровске чиновники недостаточно работают над факторами, облегчающими людям жизнь.
- Вы сменили, кажется, шесть или семь областей. Как ваша семья переносит постоянные переезды?
- Нормально. Привыкла уже (смеется).
- А как вы устроились в Днепропетровске?
- Прекрасно. Живу пока в общежитии.
- Как, в общежитии?!
- Я всегда с общежитий на новом месте начинаю. По закону в течение 6 месяцев жилье должны предоставить.
- А преподавательскую деятельность не оставили?
- Продолжаю преподавать в Академии Генеральной прокуратуры. Когда бываю в Киеве на коллегиях, пару часов отвожу на лекции.
- И какая она - молодая прокурорская смена?
- Прекрасная смена. Умная, толковая.
- Вот, гляжу, у вас на столе «Кобзар» лежит, сборники «Письменники України», Ивана Франко, Леси Украинки. Вы тоже, как и ваш предшественник, книги любите?
- А вот и Омар Хайям, «Энциклопедия мудрости»... Вы тут меня не провоцируйте! - Михаил Васильевич достает из шкафа еще несколько увесистых томов и начинает читать стихи. Вначале Ивана Франко, потом Антонины Дениско: «Україно, прости! Коли є ще за нами вина». И продолжает: - К сожалению, не хотим знать свою историю. А Лина Костенко сказала: «Чим глибше знаємо, тим твердже стоїмо».
Из личного дела
Михаил Васильевич Косюта родился 2 января 1951 года в селе Ждановка Дрогобычского района Львовской области, в многодетной семье. В 1980 году с отличием закончил судебно-прокурорский факультет Харьковского юридического института.
С апреля 1981-го по июнь 1982 года работал народным судьей Самборского райсуда Львовской области, после чего почти 5 лет (до мая 1987 года) возглавлял Червоноградский городской народный суд Львовской области. С мая 1987-го по февраль 1992 года - заместитель председателя Тернопольского областного суда по уголовным делам.
С февраля 1992-го по сентябрь 1998 года - прокурор Волыни.
С сентября 1998-го по декабрь 2003 - прокурор Одесской области.
Преподавал в Одесской юридической академии (2003-2005).
С ноября 2005-го по ноябрь 2008 года - прокурор Черновицкой области.
Прокурором Днепропетровской области назначен 30 октября 2008 года.
Женат. Дочь Ольга - юрист, живет и работает в Одессе. Есть двое внуков – Михайлик и Марийка.
Автор: Наталья Беловицкая
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |