|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт продолжает вспоминать истории летнего отдыха в нашем городе.
Недавно мы рассказали о том, как возник пляжный отдых в Европе, как он пришел в Екатеринослав, и какие места считались популярными летом у наших предков 100-150 лет тому назад.
Сегодня мы окунемся в историю прошлого века и вспомним традиции летнего отдыха в Днепропетровске 1920-х-1980-х годов.
Где отдыхали летом наши бабушки и прабабушки? Когда и как возникли самые популярные пляжи города? Когда в городе появилась канатная дорога? Какие полузабытые ныне острова были бешенно популярны в советский период? Какие планы создания новых пляжных зон не были осуществлены? Об этом нам расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Остров Монастырский (в советское время носивший название Комсомольский) еще в начале XX века не претендовал на звание главного места летнего отдыха, - рассказывает Максим Кавун. - Остров находился в частной собственности и назывался Богомоловский – по фамилии владельцев. Многочисленные фотоснимки начала ХХ века показывают нам каменистый, практически лишенный растительности остров с одиноко стоящими строениями – дачей Богомоловых. Однако еще перед революцией 1917 г. на острове произошло небывалое оживление: появились несколько других дачных домиков, летняя пристань яхт-клуба.
Несмотря на создание на острове прообраза рекреационной зоны, сто лет тому назад ему предсказывали совсем другую судьбу – подъездного пути ко второму железнодорожному мосту. В 1915-1916 годах на юго-восточной оконечности острова появились опоры моста Мерефо-Херсонской железной дороги, завершенного строительством уже при советской власти. Были возведены опоры и нынешнего пешеходного моста на остров. Эти опоры предназначались для строительства моста для… трамвая с правого берега на левый. Потому что железнодорожный мост планировался двухъярусным, в том числе и с трамвайным движением.
Пришествие другой власти – советской – привело к очередной смене владельца. Остров был национализирован. Какое-то время горожане по старинке называли остров Богомоловским, но в 1926 г. он получил название «остров Комсомольцев». Вскоре оно трансформировалось в «Комсомольський».
В 1932 г., с поднятием уровня Днепра из-за строительства ДнепроГЭСа, остров сильно изменил очертания: низинная часть была затоплена, а мелководная Архиерейская протока, летом пересыхавшая, превратилась в пролив с интенсивным течением. До этого момента пролив между островом и парком можно было переходить вброд. Всего за несколько лет до строительства Днепрогэса, 25 июня 1925 г., молодой днепропетровец Анатолий Стародубов записал в своем дневнике: «пошел… вброд на Богомоловский остров».
В 1927-1932 годах на острове развернулось строительство того самого железнодорожного моста. Был построен целый городок для рабочих, просуществовавший вплоть до начала 1960-х годов.
Однако тогда же была поставлена точка в дискуссии о судьбе острова. Еще до войны здесь окончательно закрепилась главная рекреационная зона Днепропетровска. В 1930 г. было издано постановление о реконструкции парка имени Шевченко в «парк культуры и отдыха», которым предусматривалось присоединить остров к парку и построить мост. Тогда этого сделано не было. Однако в 1930-е годы уже оформился городской пляж на восточной оконечности острова (на месте так называемого «детского пляжа»).
В 1936 г., по сообщению местной прессы, на Комсомольском острове было завершено строительство лучшего в Днепропетровске стрелкового тира, где проводились «стрельбы из мелкокалиберного и боевого оружия на дистанции 50 метров». При этом тире были оборудованы учебные аудитории.
Сообщение между парком и островами на реке Днепр, в первую очередь, с Комсомольским островом, до постройки пешеходного моста (конец 1950-х гг.), проходило исключительно с помощью речного транспорта. В 1930-е годы в конце главной аллеи парка был устроен асфальтированный пандус, спускавшийся к пристани. Отдыхающие проходили пандус, и на берегу имели возможность взять плавсредство и переправиться на остров. Затем на этом месте находилось кафе «Причал», а сейчас ресторан.
Но главная лодочная станция до войны находилась южнее, на берегу в районе улицы Овражной. В послевоенное время здесь вырос целый городок из лодочных станций. Здесь «гнездились» яхтсмены и просто любители покататься на лодочке солнечным летним днем.
В 1930-е годы появляются и почтовые открытки с изображениями пляжа на острове. На обороте одной из них сохранилась такая надпись:
«Ванюшка! Глядя на этот вид, вообрази как весело у нас на пляже, сколько купающихся и отдыхающих и не хватает только тебя, старого жителя Днепропетровска. 19/IX-35 г. Оля».
Новый этап развития острова и пляжной зоны начался уже с 1950-х годов. После утверждения нового генерального плана Днепропетровска в 1956 г. приступили к объединению острова с парком имени Шевченко. Перекинули пешеходный мост. Отселили жителей из сохранившихся строений, а потом снесли и сами ветхие постройки. Взамен этого на острове в 1959 году возвели гигантский монумент Тарасу Шевченко (скульпторы И.С. Зноба и В.И. Зноба). На месте городка строителей моста устроили городок аттракционов с колесом обозрения высотой 20 метров.
В этого же время была кардинально увеличена территория острова. Сейчас очень сложно представить, что до войны часть острова за Мерефо-Херсонским мостом представляла собой узкую полоску суши. Теперь же намытая песчаная коса удлинила остров вдвое. В 1956 году на острове был начат гидронамыв пляжной песчаной отмели, длиной около двух километров, работы были закончены в 1958 году.
В эти же годы на острове появляется ряд водных станций, которые принадлежали крупным заводам, в частности, ДЗМО и «Южмашу». На западном берегу острова появилось красивое здание станции ДЗМО с башней в стиле сталинского ампира, которое сохранилось и сейчас.
Между прочим, 11 июля 1955 года было издано специальное решение горисполкома о порядке пользования городским пляжами. В нем, в частности, говорилось, что специально отведенные места для купания вначале должно быть осмотрено водолазом, а все причалы, переправы и пляжи должны быть оборудованы спасательными постами. В решении четко перечислены места для купания. На первом месте шел Комсомольский остров, далее остров Шевский, район водной станции завода имени Карла Либкнехта. Время использования пляжей определялось с 8.00 по 20.00. В 1956 году время увеличили: с 6.00 по 21.00, и прибавили к местам для купания еще два места – остров Зеленый и водную станцию завода имени Коминтерна.
Итак, в конце 1950-х годов город получил, наконец, обустроенную главную пляжную зону на Комсомольском острове. Здесь был оборудован благоустроенный пляж с грибками, фонтанчиками, туалетами, конечно же, спасательной станцией. Здесь расположился центральный пляж Днепропетровска. В семидесятые годы XX века парк Шевченко и п ляжи на острове ежедневно посещали до 30 тысяч человек, в выходные дни – до 150 тысяч человек... Главному пляжу города уже ровно 60 лет! За это время здесь отдохнули три поколения жителей.
Долгие десятилетия главный пляж города практически не менял свой вид. Добавлялись новые сооружения. Например, в 1984 году был введен в строй Аквариум на острове. Коробка строящегося аквариума и лодочные причалы хорошо видны в фильме «Родня» 1981 года, в сцене, где герои прогуливаются по Набережной.
Уже после распада СССР в жизнь пляжа вошли новые веяния. В 2005-2006 годах «ударными темпами» проводилась капитальная реконструкция центрального пляжа. На части территории острова напротив станции канатной дороги был образован платный закрытый пляж. Однако эта попытка провалилась, и через два года пляжная часть острова снова целиком стала демократической.
Сегодня, как и планировалось два столетия назад (на первом генеральном плане Екатеринослава 1786 года), Монастырский остров действительно – «сад публичный».
В 1960-е гг. подвесная канатная дорога соединила Комсомольский остров с восточным склоном главного холма. Открытка она была в мае 1968 года. Для того времени это было чудо техники и туристическая достопримечательность Днепропетровска.
Строительство дороги было начато осенью 1966 г. по проекту архитектора «Укргорстройпроект» Эдуарда Чубарова и конструктора Анатолия Бобровникова. Конструкции для дороги изготовили «вскладчину» главные заводы города: ДЗМО, имени Бабушкина, ДЗМО, ЮМЗ. Общая длина дороги составила 700 метров, на тросах подвешено 72 двухместных кабинки, высота опор 10 метров, пропускная способность в обе стороны 1200 человек в час. На правом берегу рядом с отправной станцией дороги была выстроена 32-метровая железобетонная монолитная стрела смотровой площадки.
Посещение канатной дороги было приятным событием в жизни большинства отдыхающих, особенно детей. Путь к ней начинался от Октябрьской площади (сейчас - Соборная), где стоял большой металлический кораблик, с надписью «На подвесную дорогу». Кораблик этот исчез еще в девяностые годы…
Дальше нужно было пройти вниз три квартала. Затем немалых трудов для многих стоило залезть в саму кабинку, при этом всегда раздавался сильный грохот. Зато потом волнение заменяло удовольствие от созерцания днепровских панорам. Когда кабинки проплывали над заливом, некоторые смельчаки совершали прыжки в воду. После этого поступал сигнал тревоги, и частенько дорогу останавливали на несколько минут. При прибытии на острове также многим стоило немалых трудов выйти из кабинки, и снова с жутким грохотом…
История канатной дороги не обходилась и без происшествий, своеобразных курьезов. Довольно часто по техническим причинам дорога замирала на какое-то время. Особое волнение испытывали те, кто зависал над проливом. А однажды пассажиры висели на дороге несколько часов. По рассказам старожилов, в механизме верхней станции сломалась какая-то уникальная деталь, вроде бы шестерня. И ее пришлось срочно изготавливать на одном из днепропетровских заводов. Пока процесс не был завершен, пассажиры несколько часов висели в воздухе. Не могу утверждать, что эта история правдива на сто процентов, но даже на моей памяти мы с родителями в 1980-е и 1990-е годы висели на дороге и по десять минут, а один раз даже целый час, - вспоминает Максим Кавун.
Канатная дорога или попросту, «канатка», как ее называли многие, была очень популярна, и, главное, удобна. Особенно на обратном пути, когда разомлевшие отдыхающие сталкивались со сложной задачей – преодолеть два километра до выхода из парка. Тогда этот процесс был намного упрощен.
Канатная дорога проработала до 2007 года. Сейчас имущество ржавеет, кабинки висят и раскачиваются на ветру. Вероятно, бывшее чудо техники в таком виде уже не подлежит восстановлению. Хотя периодически в СМИ обсуждаются варианты реконструкции канатной дороги.
В пятидесятые – семидесятые годы XX века пляжный отдых днепропетровцев совсем не ограничивался зоной Комсомольского острова. В то время был очень популярен отдых на речном транспорте. От Набережной Днепра совершались прогулочные экскурсии. Особой популярностью пользовался отдых на лодках. Молодые пары или компании брали напрокат лодки и добирались до нескольких островов. На некоторых острова были оборудованы пристани, куда причаливал водный транспорт.
Вторым по популярности после Комсомольского в послевоенный период был остров Шевский. Кстати, название этого острова совсем не «Шефский», как думают многие, и не советского происхождения. А именно Шевский, и впервые он упоминается в XVIII веке. Это длинный остров в форме косы, прилегающий к левому берегу Днепра, ниже острова Монастырского.
Сейчас, если смотреть с острова Монастырского, остров Шевский совсем зарос и на нем не угадываются даже признаки пляжа. А еще лет тридцать назад пляж на острове существовал, там даже стоял павильон по типу «Соки – Воды». На острове высаживались по желанию пассажиры водного транспорта. Теперь остров Шевский заброшен и посещается единичными компаниями.
Похожая судьба постигла и группу островов ниже Шевского по течению, возле устья Самары. До революции это был один остров, называвшийся Старуха, потом Алексеевский, а затем островом Ширшова. В 1932 г. после подьема ДнепроГЭСа остров затопило, и он превратился в группу островов. Живописные острова практически не посещаются жителями.
Еще один остров, некогда популярный, а теперь почти забытый – это Зеленый остров, в советское время называвшийся также Красный Водник. Там были оборудованы пристань и пляж, где отдыхали жители в основном левобережной части. Сегодня обсуждаются планы восстановления рекреационной зоны на этом острове.
В пятидесятые-семидесятые годы XX века была создана масштабная рекреационная зона и на левом берегу Днепропетровска. Планы строительства полноценной Набережной, аналогичной правобережной, здесь не были осуществлены. Но зато удалось создать обширную парковую зону с участками пляжей.
Сейчас трудно представить, что сто лет назад эта зона на левом берегу была грязной и заболоченной, а главной проблемой местных жителей была борьба со стихийными бедствиями, в первую очередь, наводнениями. Всего за год до завершения строительства ДнепроГЭСа, в 1931 г., Днепропетровск стал жертвой мощного наводнения. Пик прибытия воды пришелся на 7-10 мая 1931 г., когда лодки плавали даже возле театра имени Шевченко. На левом же берегу наиболее пострадал Амур. Днепр здесь прорвал дамбы, причинив серьезный ущерб, затопил десятки гектаров территории. Такие ситуации повторялись часто.
В послевоенное время колорит района сильно изменился. Был образован парк имени Кирова, с большим песчаным пляжем. На берегу построено красивое ажурное здание водной станции завода имени Карла Либкнехта (снесена в 2010 г., на ее месте построено новое здание). Затем парк переименовали в парк Воронцова, а название имени Кирова перекочевало в другой парк здесь же, на левом берегу. В 2015 г. парк Воронцова, названный в честь революционера, получил совершенно невразумительное название «парк Сагайдак». Это, пожалуй, главный курьез среди новых названий в городе.
Позднее, в 1970-1980-е годы, по всему берегу Днепра до железнодорожного моста была намыта обширная территория, где предполагалось создать зеленую зону – продолжение парка Воронцова, а также началась постройка нового жилого массива.
В 1960-х годах архитекторы обратили свои взоры на следующий по течению участок левого берега. Сигналом застройки стало открытие в 1966 г. Нового моста. Строительство основной части жилого массива, получившего проектное название «Лазурный», а затем уже «Солнечный», проходило в первой половине 1970-х годов. В результате появились четыре знаменитых 16-ти этажных дома, повернутых к Днепру торцевой частью, покрытой желтой плиткой, и другие здания. Была благоустроена набережная – посажен бульвар, устроены сходы и благоустроен пляж, где отдыхали тысячи жителей . Сейчас этот пляж изрядно зарос и замусорен, но его дополняет комплекс развлечений для молодоженов: «неформальный» природный памятник – дерево с раздвоенным стволом, и «официальная» аллея с фонтаном.
В пятидесятые годы XX века начала формироваться еще одна рекреационная зона на левом берегу Днепра. В 1952-1956 годах официально формировался Приднепровск. Город-спутник Днепропетровска и «город энергетиков», образовавшийся вокруг Приднепровской ГРЭС (сейчас ТЭС). До 1977 года Приднепровск считался отдельным городом. Застройка «старой» части Приднепровска проходила по четкому плану в стиле «сталинского ампира». А главной осью планировки стала линия от Дворца культуры «Энергетик» до прибрежной части, где и был устроен парк с пляжем .
Интересно, что сто лет назад, в начале ХХ века, в этом районе располагалась… первая на Днепре водяная электростанция . Ее спроектировал профессор Харьковского технологического института Альбицкий в 1908 г. по заданию владельца села Чапли графа И.И. Воронцова-Дашкова. Электростанция имела всего одну турбину, установленную в ста метрах от берега на первом Кодацком пороге, который ныне скрылся под водой. Используя силу падающей воды, турбина вырабатывала 36 киловатт электроэнергии. Этого было достаточно для лесопильного завода и сукновальни. Эта гидроэлектростанция на Днепре пережила революцию, но после ввода в строй ДнепроГЭСа в 1932 г. была разобрана.
Пляжная полоска в Приднепровске совсем небольшая, и, на мой взгляд, не совсем благоустроенная. Но здесь очень любят отдыхать тысячи жителей жилмассива. Есть тут и свои достопримечательности, например, старый корабль-ресторан.
А вот западный район правобережной части города пока не обзавелся полноценной рекреационной зоной. Речь идет о Диевских плавнях, которые занимают десятки гектаров в районе жилых массивов Красный Камень, Коммунар (ныне Покровский) и Парус.
К 1970-м годам Днепропетровск стремительно увеличил свою территорию. Диевка и Сухачевка, превратившиеся к тому времени в западные окраины Днепропетровска, стали преображаться. На прибрежной части началось возведение жилых массивов – сначала Красный Камень (с 1971 г.), затем Коммунар и Парус.
Кроме собственно жилмассива, в этом районе планировалось создать огромную зону отдыха. Часть днепровских плавней должна была превратиться в роскошный гидропарк. Днепровские косы, острова, причудливой формы каналы должны были быть облагорожены и приспособлены для «культурного отдыха трудящихся жителей жилмассива».
В книге «Днепропетровск сегодня и завтра» 1973 года описывалось светлое будущее района:
«Можно без преувеличения утверждать, что население Диевского массива будет жить на курорте. Улицы расположены вдоль Днепра, чередуются со скверами и парками. Предусмотрена закладка гидропарка, благоустроенных пляжей, водных станций».
Правда, эта идея даже спустя 40 лет остается нереализованной. А жаль… Очень красива в этом месте пойма Днепра. Зона плавней Диевки и Сухачевки обладает уникальными рекреационными возможностями. Можно надеяться, что этот действительно перспективный район в западной части города привлечет к себе архитекторов и инвесторов.
Единственный рекреационный объект, удавшийся в то время – это «сад Красный Камень», площадью 8 гектаров, открытый в мае 1976 г., к 200-летнему юбилею Днепропетровска. Это красивый уголок отдыха – бывший гранитный карьер, который был превращен в глубокое озеро с декоративным фонтаном.
Самые интересные метаморфозы с точки зрения пляжного отдыха произошли в XX веке с местностью по течению Днепра ниже Монастырского (Комсомольского) острова.
Огромный остров Становой или Воронцовский – занимал почти все нынешнее течение Днепра ниже Монастырского острова (район Гребного канала). В конце XVIII века он стал частью днепровских владений князя Прозоровского, а от него перешел к Воронцовым. В конце XIX – начале ХХ веков большие пространства острова (четыре версты в длину, одна верста в ширину) служили любимым местом отдыха екатеринославцев, устраивавших здесь пикники. После строительства ДнепроГЭСа остров почти весь ушел под воду, оставшаяся маленькая верхушка называется «остров Соловьиный».
Сегодняшняя набережная Победы проходит как раз по месту пролива, отделявшего Воронцовский остров от берега Днепра. А на месте самого острова уже в 1970-е годы была намыта огромная коса.
Создание косы и гребного канала было тесно связано с формированием в этой части города огромного жилмассива «Победа», который начали сооружать в 1969-1971 годах. К 1975 году жилмассив был в целом сформирован. Однако быстро выяснилось, что здесь отсутствует полноценная зона отдыха.
Поэтому в 1970-х годах развернулось невиданное мероприятие. Методом гидронамыва была сформирована огромная коса длиной более двух километров, а общей длиной более шести километров, из трех параллельных частей. Коса начинается от бульвара Славы, затем длинной лентой уходит на северо-восток, а от завершения косы берут начало другие два ответвления. Из этих трех кос жители массива предпочитают для массового пляжного отдыха только первую, и то примерно до половины. Остальные две косы предназначены для спортсменов.
В семидесятые годы XX века было принято решение создать на Мандрыковской косе еще и уникальный спортивно-тренировочный комплекс. В книге «Днепропетровск сегодня и завтра» 1973 года отмечалось:
«Как известно, доходы «Спортлото» используются для развития спорта. Днепропетровское зональное управление спортивных лагерей выделило средства для строительства в районе нового жилмассива спортивно-оздоровительной водной базы на берегу Днепра, в комплекс которой входит гребной канал длиной 2,5 километра и шириной 140 метров со специальной дистанцией для воднолыжников. Такой «дорожки» для любителей этого вида спорта не сыскать в стране. Речной стадион отделен от жилого массива песчаной дамбой. На ней разместятся хорошо оборудованные пляжи».
В мае 1976 г., к 200-летию Днепропетровска, на Мандрыковском гребном канале была построена первая в стране, и до 1980 г. единственная в СССР, воднолыжная карусель, предназначенная для тренировки спортсменов. Строительство и монтаж карусели велись, как это было принято, методом «народной стройки». Четыре стрелы воднолыжной карусели имели длину по 20 метров каждая, максимальная развивали скорость вращения до 80 км/час.
Временами расцвета этого комплекса были 1970-1980-е годы. Сейчас Мандрыковская коса, более привычно называемая «коса на Победе», довольно сильно запущена. Хотя ежегодно здесь отдыхают тысячи жителей массива и занимаются спортсмены. С 2018 года планируется начать комплексное благоустройство и реконструкцию гребного канала и прилегающей косы.
В целом в послевоенный период в городе удалось создать с нуля несколько рекреационных зон с цепочкой пляжей. Однако общий кризис уже давал себя знать, и последний такой «мегапроект», презентованный уже в 1980-е годы, откровенно забуксовал.
В середине 1980-х годов, после строительства жилмассивов Красный Камень, Солнечный, Победа, Тополь, Сокол и других, внимание архитекторов стал привлекать и участок левобережного Заднепровья, в районе сел Ломовка и Каменка. Этому способствовало и то, что в этом месте в 1982 г. был открыт Кайдакский мост, улучшивший сообщение левого берега Днепра с правым.
В 1985 г. началось сооружение нового жилмассива – Фрунзенский. Предполагалось, что это будет один из крупнейших районов города – на территории более 300 гектаров, с населением около 300 тысяч человек. Район Фрунзенский стал последней масштабной стройкой в Днепропетровске. Газета «Днепр вечерний» в марте 1985 г. писала о светлом будущем жилмассива:
«По уровню комфортабельности и близости к Днепру, базам отдыха, лесопарку ему не будет равных… Особый интерес представляет сеть искусственных каналов, каждый глубиной шесть метров, которые будут соединены друг с другом и с Днепром. Предназначены каналы, во-первых, для понижения уровня грунтовых вод, во-вторых, для отдыха жителей массива. Это создаст определенный микроклимат, ведь зоны отдыха находятся в самом микрорайоне… Девятиэтажные, двенадцатиэтажные, шестнадцатиэтажные дома вырастут на берегу Днепра. Близость к воде подчеркивается преимущественно голубого цвета зданиями. Уходя вглубь, они становятся более «теплыми» – охристого и красно-коричневого цвета».
Фрунзенский массив в Днепропетровске проектировался как «днепропетровская Венеция», подобно киевской Русановке – «нашумевшему» в свое время жилому району на левом берегу Днепра, окруженному каналами и фонтанами.
Строительство первой очереди нашей «Венеции» проходило в 1985–1987 годах. Часть территории была образована путем гидронамыва. Многоэтажки Фрунзенского действительно получили светло-синий и красно-коричневый цвета. Сейчас район разделен на 2 части – Фрунзенский-1 и 2 – по разные стороны Донецкого шоссе. В 2015 г. две части массива переименовали в Каменский и Ломовский.
А что же случилось с грандиозными планами устройства «Венеции»? Был вырыт только один канал, соединяющий озеро Московское с Днепром. Этот канал и лесопарковая территория, прилегающая к нему, служат сейчас местом отдыха жителей района. Конечно, планы рекреационной зоны конца прошлого века очень интересны, и, как знать, может строительство «Венеции» когда-нибудь и продолжится.
***
Как видим, весь XX век город планомерно осваивал приднепровские участки. Появились несколько огромных зон отдыха с развитой инфраструктурой, рассчитанных на быстро растущее население города-миллионника. В целом это наследство сегодня сохранилось. Правда, большинство пляжных зон за последние десятилетия пришли в относительный упадок, заросли растительностью, разрушена часть парковых объектов. Только два пляжа хорошо сохранились – это пляжи Монастырского острова и бывшего парка Воронцова. Судьба остальных пляжей и вопросы создания новых зон пляжного отдых в городе по-прежнему актуальны», - завершает свой рассказ Максим Кавун.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
После статьи вспомнилась душевная песня с видеовставками тех времён, если кто не видел наберите в ютубе "Июнь.Днепропетровск". Ответить | С цитатой
и не правда, что на него добирались только с левого берега - с правого берега, из Речпорта, ходили каждые пол часа катера (билет покупался в оба конца, т.е на остров на этом катере, а обратно на каком захочешь).
на острове был и детский пляж, и кафешки (пиво, лимонад, мороженное) и кафе (шашлыки, закуски, спиртное) и медпункт и милиция и спасатели и пункт проката и переодевалки, фонтанчики, ногомойки, туалетки (бесплатные), столики для тенниса, площадки для волейбола, зонтики, скамейки и лежаки...!
поездка на остров (это конечно же суббота-воскресенье) была праздником! набирали бутербродов, напитков, подстилок, матрасов надувных и игрушек - и на целый день с 8 утра и до заката в 9 вечера -последний катер, всегда заполненный до отказа!
компаниями, с детьми и соседями, друзьями спокойно проводили выходные!!! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1