|«« | «« | »» | »»| |
Летом этого года исполняется 170 лет с того момента, как на центральном проспекте нашего города появился знаменитый бульвар. Почти два века бульвар является одним из символов города на Днепре, настоящей «зеленой жемчужиной».
Тысячи людей ежедневно проходят по бульвару, здесь назначают встречи, отдыхают и приятно проводят время. Бульвар настолько вошел в ткань городского ландшафта, что, кажется, он существовал всегда.
Но как возник знаменитый ныне бульвар? Почему это произошло только через 70 лет после основания Екатеринослава? Какие трудности пришлось преодолеть основателю бульвара губернатору Андрею Фабру? Какое официальное название носил бульвар? Какие сооружения находились на бульваре и куда они исчезли? Сколько раз бульвар вырубали и насаждали вновь? О тайнах истории зеленой жемчужины Днепра нам расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Хотя главному проспекту города в этом году исполняется ровно 225 лет, бульвар на нем изначально не предполагался, - рассказывает Максим Кавун. - Согласно генеральному плану Екатеринослава Ивана Старова 1792 года, широкий проспект, названный «Большая дорога», должен был соединить главный холм и низинную приднепровскую часть. Однако бульвара на проспекте мы на этом плане не находим.
Роскошные бульвары были запланированы архитектором в другом месте – нагорной части. Они должны были украшать главную улицу на холме – Среднюю улицу (линия современной ул. Писаржевского) и Окружную улицу, спланированную на кромке холма (линия современных улиц Вернадского и 8 Марта).
История распорядилась так, что генплан Старова в целом был реализован на местности. И огромный проспект тоже был проложен. Однако с бульварами, как видим, история повернулась не совсем так, как было «начертано» изначально.
Через полвека после генплана Старова главный проспект Екатеринослава представлял собой улицу, вряд ли достойную губернского города. Город конца 1840-х гг. насчитывал чуть меньше девяти тысяч (!) жителей и жил размеренной неторопливой жизнью провинциального города, хоть и с губернским статусом. Современники характеризуют темп жизни города как «сонный». Екатеринослав справлялся со своими функциями административного, духовного и культурного центра. Но стандарты жизни, и особенно внешний вид «столицы Приднепровья» оставляли желать лучшего.
Медленно, очень медленно Екатеринослав взбирался на Соборную гору, на которой, собственно, и был основан. Основная застройка размещалась в низинной части, возле Днепра. Несколько десятков кварталов жилых и промышленных сооружений в один-два этажа. Три этажа – это уже небоскреб для тогдашнего Екатеринослава. Современник, Андрей Фадеев, живший в городе на двадцать лет раньше А.Я. Фабра, оставил такую характеристику:
«Екатеринослав тогда представлял…более вид какой-то голландской колонии, нежели губернского города. Одна главная улица тянулась на несколько верст, шириной шагов двести, так что изобиловала простором не только для садов и огородов, но даже и для пастбищ скота на улице, чем жители пользовались без малейшего стеснения».
И вот в 1847 году в Екатеринослав приезжает новоназначенный губернатор Андрей Яковлевич Фабр (1789-1863), который будет руководить губернией десять лет, до 1857 года. Немец по матери и француз по отцу, он был сыном садовника, приглашенного Потемкиным в Крым из Швейцарии. Родился в Судакской долине, быстро продвигался в Крыму, стал губернским прокурором и советником генерал-губернатора М.С. Воронцова. Под конец жизни получил назначение в Екатеринослав. Был известен крайней педантичностью и скупостью. Взяток не брал, скопил 200 тысяч рублей, которые завещал на создание сиротского приюта. Слыл просвещенным администратором и везде старался всячески развивать культуру. Основал в нашем городе музей и бульвар на главной улице.
Вот эта-то главная улица Екатеринослава сразу привлекла внимание Фабра. Хоть и называлась она официально (с 1834 г.) Екатерининским проспектом (ныне Яворницкого), но внешне была похожа на большое поле, пересеченное канавами. Из Жандармской (Долгой) балки, доходившей до проспекта, вытекала речка и разливалась прямо по центральной линии. Выходила она как раз по линии Екатеринославского бульвара, потом еще два квартала шла прямо по проспекту. Потом круто поворачивала к Днепру в районе улицы Воскресенской и впадала там, где сейчас памятник воинам-афганцам.
Старожил Порфирий Яненко, приехавший в Екатеринослав в 1841 г., немного раньше Фабра, писал об этом так:
«По Екатерининскому проспекту от моста представлялась пустыня. Улица представляла самый безобразный вид: постоянная грязь невылазная, где вчастую кареты останавливались и их вытаскивали с пассажирами волами. Улицу перерезывали поперек два провалья... Для переезда чрез эти провалья были устроены ничтожные деревянные мостики, и уже губернатор Фабр сделал вместо мостиков каменные арки, выровнял улицу, устроил шоссе и бульвары».
Почему, прибыв в Екатеринослав, Андрей Яковлевич немедленно принялся за устройство зеленых насаждений? Вспомним, что отец его, швейцарец по происхождению, был главным садовником Судакской долины в Крыму. Сын перенял от отца хозяйственность, тягу к земледелию и садоводству. Озеленение города всегда считалось одним из главных признаков его развития. Само слово «культура» по латыни означает «возделывание».
Сразу по приезду в Екатеринослав А.Я. Фабр, видимо, серьезно увлекся идеей реконструкции центральной части города. И всего за несколько лет ему удалось кардинально изменить облик губернского центра.
Как проходило устройство бульвара? Предоставим слово современникам. Жена регента екатеринославского архиерейского хора, Александра Никитишна Молчанова, оставила колоритнейшие воспоминания:
«Сообщение нашей горы с нижним городом улучшилось с приездом губернатора Фабра… Затем начали срезывать гору. Начиная от нынешней семинарии и вниз до казначейства, начали орать улицу в несколько плугов, а потом сбивали короткими перекладинами по две доски, положенные ребром; к концам этого ящика припрягали по несколько волов и стаскивали взоранную землю вниз; потом снова орали и стаскивали землю, и так продолжали до тех пор, пока срезали весь бугор. Тогда закипела новая работа: одни перила ставят, другие шоссе прокладывают, а третьи дерева сажают. Фабр все, бывало, сидит на балконе и наблюдает за работой».
В первые три года губернаторства А.Я. Фабра (1847–1849) речку заключили в коллектор, устроили водоотвод, упорядочили рельеф нагорной части, насадили двухрядный бульвар по Проспекту от нынешней улицы Вернадского до оперного театра, устроили шоссе. Фабру наконец-то удалось прочно соединить нагорную и прибрежную части Екатеринослава.
Губернатор Фабр крайне ревностно охранял свое новое детище. О его строгости в этом вопросе даже спустя полвека в Екатеринославе ходило множество исторических анекдотов. Снова фрагмент из «Воспоминаний» Александры Молчановой:
«Деревья на бульваре все хорошо принялись, и тут-то открылась настоящая война против коров и свиней. Зачастую, бывало, видишь, как свинья возвращается с бульвара и тащит за собой внутренности. Многим тогда пришлось распродать своих свиней и коров, а в том числе и мне, потому что, вследствие моего ближайшего соседства с Фабром, даже куры мои были постоянно под его строжайшим наблюдением.
На следующую весну зацвела сирень, и тогда открылась война против любителей даровых букетов. Чуть свет, Фабр уже гуляет по бульварам и излавливает желающих воспользоваться сиренью. Не раз случалось, что он приводил за уши в уездное училище парочку «уездников», вызывал смотрителя и кричал, чтоб он их сейчас же выпорол за порчу растений, а затем, уходя, на ухо смотрителю говорил, чтоб он их попугал, а сечь, мол, не надо. Очень заботился он о своем бульваре, зато и бульвар вышел на славу: пирамидальные тополи были на всем протяжении вперемежку с кленами, между каждыми двумя деревьями – огромные кусты сирени, так что идешь по бульвару, как по коридору, и тень была и прохлада».
Бульвар практически сразу стал любимым местом прогулок горожан и одним из главных культурных символов пыльного степного города. Здесь уместно привести отрывок из книги известного украинского этнографа и писателя А.С. Афанасьева-Чужбинского «Поездка в Южную Россию. Очерки Днепра» (1861), который посетил город в 1856 году:
«Я помню Екатеринослав 12 лет назад, когда его еще можно было назвать городишкой и довольно непривлекательным, как по его строениям, так и по страшной невылазной грязи… Лет девять назад я снова посетил его. За три года Екатеринослав не изменился и, стоя над Днепром почти у порогов, не имел и попытки на значительную торговлю...Ту же я встретил грязь, ту же мертвую тишину по улицам и ту же мелкую, беловатую пыль, выедающую глаза… Теперь, через девять лет, мне пришлось несколько раз побывать в Екатеринославе, и я нашел в нем небольшую перемену: выстроились несколько домов на главной улице, и вдоль этой широкой, почти как Невский проспект, улицы, протянуто шоссе сверху до казенного сада… Шоссе это обведено с двух сторон тротуарами, обсаженными акациями, сиренью и кое-какими другими деревьями...».
В середине 1850-х годов, когда деревья только подросли, стали заметны плоды усилий А.Я. Фабра. Основными деревьями на бульваре, по воспоминаниям различных старожилов, были кусты сирени и бузины, но, судя по всему, уже тогда встречались и тополя, и клены, и акации. На плане Екатеринослава 1850-х годов четко видны границы «первого» бульвара: он начинался от перекрестка проспекта и Гимназической улицы (Куйбышева, Винниченко) и заканчивался на Острожной площади (квартал современного оперного театра).
Долгое время в истории города оставался загадкой вопрос: якобы бульвар, устроенный губернатором А.Я. Фабром, на рубеже XIX-XX веков носил название «Фабровский». Название «Фабровский бульвар» встречалось на нескольких планах города и открытках. Однако было принято считать, что это было фольклорное название, не закрепленное законодательно.
В 2001 году мне удалось разрешить эту загадку. В ходе поисков источников по истории Екатеринослава в фондах Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург) случайно был найден любопытный документ. Это доклад министра внутренних дел императору Александру ІІ:
«Доклад по Департаменту хозяйственному МВД. № 843.
Попечением бывшаго в 1847-1857 гг. Начальника Екатеринославской губернии, покойнаго Тайнаго Советника Фабра, устроен бульвар, по Екатерининской улице, в г. Екатеринославе. Ныне Екатеринославская Городская Дума, образованная по Городовому положению 6-го Июня 1870 г., в изъявлении признательности города к Начальнику Губернии, ходатайствует о наименовании означенного бульвара «Фабровским». О таковом ходатайстве Екатеринославской Городской Думы, в удовлетворение коего местный Генерал-Губернатор не встречает препятствия, поставили долгом всеподданнейше представить на Всемилостивейшее воззрение Вашего Императорского Величества».
На докладе имеется резолюция: «Высочайшее разрешение 22 дек. 1872». Этим было установлено, что бульвар получил официальное название «Фабровский» вследствие «высочайшего разрешения» императора Александра ІІ 22 декабря 1872 года. Инициатива присвоения такого названия, как видим, принадлежала Городской Думе.
К сожалению, в тексте документа не указывается: весь бульвар получил название «Фабровского» или только старая его часть, устроенная А.Я. Фабром.
Сохранился план Екатеринослава 1885 г. межевого инженера Пупырникова, где обозначен и «Бульвар Фабровский». Но не весь бульвар, а только часть его – от горы до Городского сада, в районе современного театра оперы и балета. Можно предположить, что именем А.Я. Фабра действительно назвали старую часть бульвара; новая часть, проложенная позже по проспекту в сторону вокзала, не имела названия.
Во второй половине XIX века бульвар на проспекте активно развивался в обе стороны. С освоением главного холма – Соборной горы и застройкой нагорных кварталов бульвар был продлен до вершины проспекта. В нагорной части бульвар был продлен до Лагерной улицы (проспект Гагарина).
Но наиболее активно развивался бульвар в западном направлении. Как собственно, и весь город, и главный проспект. В этом смысле история данной части бульвара стала как бы символом эпохи. В 1880-х годах бульвар на Екатерининском проспекте был продлен почти по всей длине и достиг Привокзальной площади. Судя по всему, данные работы были увязаны с открытием железной дороги и здания вокзала в 1884 году. На плане 1885 года бульвар уже оканчивается на перекрестке проспекта и Лесопильной улицы (Пастера).
Проспект в западной части утрачивал прежнюю ширину, соответственно меньше был и бульвар. Если в нагорной части проспект имел ширину около 80 метров, то в западной части – около 57 метров. Соответственно изменилась конфигурация данного сегмента бульвара. Да и сегодня в районе Озерки бульвар представляет собой два ряда деревьев с аллеей посередине, а трамваи ходят не по среднему проезду, а на боковых.
Старый Фабровский бульвар существовал ровно пятьдесят лет. В 1897 году было решено пустить на всем протяжении проспекта и бульвара первую линию трамвая (об истории появления трамвая мы расскажем очень скоро на Городском сайте). К этому моменту были приурочены грандиозные работы по вырубке старого бульвара и замене зеленых насаждений.
Реконструкция зеленой жемчужины была в штыки встречена большинством населения. Немногочисленную тогда прессу забрасывали гневными «обращениями граждан» с просьбой не рубить бульвар. Судя по данным источников, вырубка продолжалась несколько лет, около 1896–1899 годов. Краевед, военный, старожил города Владимир Машуков в книге «Воспоминания о городе Екатеринославе» (1910) описал вырубку бульваров:
«Припоминаю, какую массу толков вызвал слух о готовившейся на бульварах срубке старых деревьев: много упреков было высказано тогда по адресу городского управления… И, действительно, очень тяжелое впечатление производили сильно обрезанныя и срубленныя деревья; рубить их старались по ночам. Печальный вид имели в первое время оголенные бульвары, к тому же и солнцепек, при отсутствии тени от молодых деревьев, давал себя чувствовать».
Долго еще екатеринославцы привыкали к непривычному «оголенному» виду главного проспекта. Однако «новый» бульвар наполнился и новым содержанием: на всем протяжении он был засажен одним деревом – акацией. Прежняя чересполосность растений (сирень, бузина, тополь, клен, акация, тополь) на бульваре исчезла. Сделано это было специально. История эта напоминает курьез: в начале 1890-х годов в Киеве проходил съезд ботаников, и на нем было принято решение выбрать для каждого города «своё» дерево. Тогда для Киева выбрали каштан, для Одессы – платан, а для Екатеринослава – акацию. Это правило действует до сих пор.
В годы «золотого века» Екатеринослава бульвар по-прежнему оставался гордостью города. Коротко можно это отметить фразой из статьи В.А. Гиляровского «Железная горячка» (1899):
«Главный проспект, тянущийся прямой линией, может поспорить с лучшими улицами мировых столиц. Широкий, прорезанный вдоль двумя лентами бульваров и двумя линиями рельсов электрического трамвая, охватившего и весь город, и часть окрестностей, проспект оканчивается на горе, громадным Потемкинским садом, висящим на берегу Днепра».
Постепенно подраставшие деревья дарили не только прохладу. Бульвар стал важным эстетическим объектом, он наблюдал важные вехи развития города, многократное увеличение его населения, рост этажности, когда дома вокруг подымались на три-четыре этажа.
Как это и водилось в Екатеринославе, городе прагматичных дельцов-предпринимателей и финансистов, даже бульвар использовали не только по прямому назначению. Интересно, что на бульваре были выстроены различные сооружения, не имевшие отношения к зеленым насаждениям.
Самым экзотическим строением на бульваре была водонапорная башня городского водопровода на вершине Соборной горы. Она напоминала очертаниями средневековый замок и существовала с 1888 по 1911 годы. Стояла она прямо посередине бульвара, против корпуса современного исторического музея имени Д.И. Яворницкого.
Кроме башни, бульвар в его нижней части, также «украшали» несколько строений – «будок». Они имели вид киосков, и, по воспоминаниям В.Д. Машукова, там находились различные магазины, в том числе даже… книжные!
Один квартал бульвара между улицами Александровской (Сечевых стрельцов) и Казанской (Грушевского) был свободен от насаждений. Его украшали два круглых фонтана со скульптурами орлов. А затем там восседали два «мальчика-амура». Эти фонтаны были варварски уничтожены не так давно, в 1995 году, а остатки их засыпаны.
Накануне революции прозвучало совсем экзотическое предложение. После визита в город императора Николая II 31 января 1915 года, на заседании Городской Думы было высказано «верноподданическое» предложение: построить на бульваре часовню в память этого события. Как можно догадаться, реализовано это предложение не было. Через два года, ровно 100 лет тому назад, монархия пала.
Участь бульвара во время революции и гражданской войны доподлинно неизвестна. Однако можно предположить, что она была печальной. Часть бульвара, вероятно, была вырублена на дрова. Такая же судьба постигла деревья на Соборной площади и в Потемкинском саду (парк имени Шевченко).
В тридцатые годы XX века бульвар обрел прежнюю респектабельность. А затем, во время Второй Мировой войны, практически полностью был уничтожен как зеленый комплекс. Территория проспекта была зоной интенсивных артобстрелов. После 1943 года зеленую жемчужину пришлось фактически создавать заново.
К началу пятидесятых годов работы по восстановлению бульвара практически завершились. В пятидесятые-семидесятые годы XX века бульвар находился в образцовом состоянии. Ежегодно формировались фигурные клумбы.
Часть бульвара между улицами Карла Либкнехта (Грушевского) и Короленко была реконструирована при строительстве площади Ленина (Героев Майдана). Здесь урезали линию бульвара и сделали два прогулочных квартала. На фото 1950-х годов видно, что в этом месте даже высаживали на лето пальмы!
Затем, в связи со строительством метро, этот участок бульвара, наоборот, был разрушен (один квартал). А второй квартал уже в 1990-е годы стал местом сбора художников, были поставлены ажурные металлические колоннады, существовавшие около десяти лет. Сейчас здесь снова стройка метро, и конца и края ей не видно…
В XX веке бульвар проспекта стали использовать и как место для установки памятников. Конечно, главный проспект не переманил пальму первенства у нашей Набережной, которая в центральной части сейчас буквально усеяна памятниками.
В 1914 году на бульвар переместили с прежнего места памятник Екатерине II. Для этой цели напротив корпуса Горного института соорудили постамент из розового финляндского гранита по проекту Е.Р. Трипольской. Бронзовая императрица простояла там всего три года, в дальнейшем постамент пустовал. В 1971 году его «занял» академик М.В. Ломоносов.
В советское время на главном проспекте появились даже скульптуры вождей. Первым в этом ряду стал памятник В.И. Ленина, установленный в 1925 году напротив Городского сада. Это был большой гранитный бюст на массивном постаменте, автором которого был талантливый скульптор Григорий Теннер. Памятник находился как раз на месте стройки метро напротив старого входа – пропилей в парк Глобы. В 1930-е годы памятник был демонтирован.
В 1950-е годы бульвар проспекта украшали два каменных вождя. Напротив дома № 55 восседали на скамейке Ленин и Сталин. Судьба этой скульптуры, аналоги которой устанавливались во многих городах, до сих пор остается загадкой.
В 1945 году на бульваре был установлен, а в 1967 году реконструирован монумент генералу Е.Г. Пушкину. Это всем известный памятник-танк. Правда, предполагалась сначала полноростовая статуя, а танк был временным, и другого типа (сначала Т-70, сейчас Т-34). Но, как это часто бывает, временный памятник стал постоянным.
А в середине 1960-х годов бульвар проспекта увеличился еще на целый километр. В 1965 году была проложена Аллея Славы к юго-востоку от проспекта Гагарина. В 1967 году в завершении этой части бульвара поднялся огромный Монумент Вечной Славы (осенью, к 50-летию Монумента, мы расскажем о нем в отдельной статье).
На мой взгляд, на бульваре все же не хватает одного памятника. Это памятник губернатору Андрею Фабру, создавшему и насадившему бульвар. Он должен быть не монументальным, а камерным, без постамента, в современном европейском стиле. Это может быть даже композиция из нескольких фигур: статуя губернатора в сюртуке, садящего молодое деревце, а рядом «студенты» из анекдота, ломающие тайком букет, и притаившиеся неподалеку свиньи и козы, бродившие поначалу на бульваре. Такой памятник «Губернатор-садовник» украсит городской центр, станет очень популярным туристическим объектом и будет дарить позитивные эмоции.
Особой страницей в истории нашего бульвара является его ограждение. До революции единого ограждения не существовало. На части кварталов это были деревянные крепления. На некоторых фото видны довольно неказистые бетонные столбики.
Только после войны бульвар проспекта на всем протяжении получил единое чугунное ограждение. Рисунок ограды двух видов был спроектирован в стиле XIX века по образцу классических оград Санкт-Петербурга. Инициатором установки ограждения выступил тогдашний руководитель города Николай Гавриленко. Он руководил процессом восстановления города, и установка ограды была одной из многих его идей.
Сложное по исполнению и изящное ажурное ограждение украшало каждый квартал бульвара. Однако с 1990-х годов части ограждения начали интенсивно расхищаться. Особо это коснулось нагорной части. В 2010 году все сохранившееся ограждение верхней части бульвара до улицы Баррикадной было убрано, и до сих пор его судьба точно неизвестна. В последние годы грустно наблюдать, как вандалы потихоньку выламывают элементы ограды бульвара и на других его участках. Даже на двух реконструированных бульварах напротив мэрии и Дома Союзов в ограде уже зияют крупные дыры! Думается, вопрос о том, будет ли сохранена уникальная ограда, скоро станет чисто риторическим...
Как видим, на всем протяжении истории бульвара он трижды менял свою «зеленую одежду». С начала двухтысячных годов все больше говорят о необходимости очередной полной замены растительности на бульварах, уже четвертой по счету. В 2004-2006 годах было реконструировано по этой схеме только три квартала: между улицами Ленина (Воскресенская) и Половицкой и между Баррикадной и Харьковской. Дальше этого дело не пошло…
В 2015 годах, перед местными выборами, было наспех покрыто тротуарной плиткой несколько кварталов (выше Баррикадной и напротив Горного университета). Зеленые насаждения при этом не заменялись.
И вот – новый поворот. За последние две недели в мае-июне 2017 г. были срочно огорожены две части бульвара (возле улицы Столярова и на углу проспекта Гагарина). Официальная мотивация – дополнительные площадки под строительство метро. Сейчас производится вырубка деревьев в этих кварталах.
Строительство метро еще с восьмидесятых годов XX века нанесло значительный ущерб бульвару. Проблема понятна, если бы «стройка века» не затянулась на несколько десятилетий. Теперь снова ситуация повторяется. Хотя метро мы увидим еще очень не скоро (особенно в нагорной части), зато город потерял еще два квартала бульвара.
***
Сегодня бульвар по-прежнему остается зеленой визитной карточкой города на Днепре и радует жителей и туристов. Уже три этапа зеленых насаждений сменилось на главном проспекте, постепенно вступает в силу четвертый этап.
Вместе с тем, актуальной остается проблема реконструкции бульвара на всем его протяжении. Думается, здесь нужен системный подход – не выборочная вырубка нескольких кварталов, а реконструкция всего комплекса насаждений на проспекте. Было бы не лишним дополнить зеленые насаждения оригинальными туристическими объектами. Ну и, конечно, нужно вернуть бульвару его знаменитую ограду», - завершает Максим Кавун.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |