Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
чт, 21 ноября 2024
21:40

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Архитектор Игорь Саенко о зодчестве в эпоху перемен

|«« «« »» »»|

Член градсовета Днепра, главный архитектор Государственного проектного института «Днепрогражданпроект» Игорь Михайлович Саенко в эксклюзивном интервью для Городского сайта – о современном и православном зодчестве, пути развития архитектуры в Днепре и проблемах сохранения старого города.

Наша справка.
Родился в Кривом Роге в 1962 году. В 1984-м окончил архитектурный факультет Днепропетровского института строительства и архитектуры. Работал в ГП «Днепрогражданпроект», НПП «Хелг», «Архитектурной группе «Апрель». Автор проектов храма Святителя Николая на Монастырском острове, комплекса иконы Божией Матери «Иверская» на жилмассиве Северный, храма Александра Невского на пр. Калинина (сейчас – Нигояна), комплекса «Облэнерго» на Запорожском шоссе и других объектов. Член президиума правления Днепропетровской областной организации Национального союза архитекторов Украины. Администратор группы «Архитекторы Днепра» в соцсетях.

- Игорь Михайлович! В собранном на вас Городским сайтом досье значится, что один из любимых девизов следующий: «Коль окажется мальчик тупоумен, пусть глашатаем будет или зодчим» (Марк Валерий Марциал, «Эпиграммы»). За что ж так не любите собратьев по архитектурному цеху?

- Среди моих любимых – целая подборка цитат с ироническим отношением к архитектуре. Эта ирония распространяется не столько на коллег, сколько на себя. Когда ирония исходит изнутри, не так больно переживать определенные вещи. А если говорить о конкретной эпиграмме, то она демонстрирует, что общество и тогда, и сейчас не до конца понимает роль архитектора в создании среды обитания человека.

- А что привело вас в мир зодчества?

- В школе я хорошо рисовал. И когда пришло время задуматься о будущей профессии, выбирал между художественным училищем и ДИСИ. Это был осознанный выбор, о котором я никогда не жалел. На архитектурном факультете готовили не только архитекторов-профессионалов, а универсально развитые личности. Это помогло многим выпускникам состояться в этой жизни – и не только в зодчестве.

- А когда вы себя ощутили Зодчим?

- Профессия архитектора, если ты не гений (а таких в мире – единицы) требует накопления опыта. Какие-то глубинные моменты профессии начал понимать после 30. А в символическом возрасте 33-х лет начал работу над часовней святого Николая на Монастырском острове, с которой у многих ассоциируется мое имя. Строительство храма курировал мой друг, руководитель центра православной культуры «Лествица» отец Игорь Собко. Он предложил поучаствовать в конкурсе, победителем которого я в итоге стал.

- Но, наверное, своим самым знаковым церковным проектом вы считаете грандиозный комплекс на жилмассиве Северный?

- Нет. Самым знаковым для себя все-таки считаю храм на Монастырском – цельный, знаковый объект, как и место его размещения. Когда проводился опрос о символах нашего города, одним из победителей стал именно этот храм. А комплекс на Северном – самый крупный, многогранный объект, который еще продолжает развиваться. Первая часовня в этом комплексе была спроектирована и построена без моего участия. Потом неутомимый в своих усилиях настоятель храма отец Николай Несправа приобщил к процессу развития комплекса меня. Комплекс многогранен, в нем переплетены традиции византийского и грузинского зодчества, он отчасти склонен к постмодерну, и как еще будет развиваться, - на то воля Господа и отца Николая.

- С той поры за вами закрепилось негласное звание «православного зодчего города». Вы с ним согласны? С чего начиналась ваша дорога к храму?

- С определением православного зодчего я, пожалуй, согласен, хотя истово верующим человеком я себя не считаю. Талант архитектора не связан с верой. Я слежу за современной философской мыслью церкви и с уважением отношусь к любой религии. Для меня не существует проблемы принадлежности к определенной конфессии, я с удовольствием также занимаюсь проектами культовых сооружений для Украинской православной церкви и других церквей. Например, разрабатывал проект мормонского центра… Противостояние различных церквей и конфессий – надуманное, от недостатка знаний.

- Сколько проектов культовых сооружений вами было выполнено?

- Где-то 10-15. Это и уже упомянутые храмы (за которые был удостоен двух медалей и православного ордена). И храм евангелиста Иоанна Богослова, который уже лет пять строится на ул. Молодогвардейской. Часовня святого Луки Крымского в Запорожской области. Участвовал в обустройстве домовой церкви «Лествицы». Разрабатывал проекты кафедрального собора в честь Воскресения Христова в Киеве, храма Преображения Господнего в Почаеве, храма Рождества Богородицы в Ялте. Из недавних работ – венчальная часовня на Солнечном и храм в стиле украинского барокко в районе перекрестка Набережной Победы и ул.Космической.

- Прежде чем приступить к работе, иконописцы много дней подряд постятся и молятся. А с какими чувствами вы приступаете к работе над церковными проектами?

- С обычными… Я бы не стал сильно противопоставлять технологию проектирования разных объектов. Конечно, проектируя детский сад, приходится думать о детях. Проектируя храм — думаешь о Боге, о месте, где церковь будет расположена, о людях, которые будут прихожанами именно этого храма. Но есть технология или, как любят говорить, «канон», и нужно ей следовать.

- За церковными объектами совершенно в тени остается ваша работа над мирскими, гражданскими зданиями. Что, кроме здания «Облэнерго» на Запорожском шоссе, в их числе? Над чем вы работаете сейчас?

- Это были преимущественно точечные объекты. Под руководством Николая Луценко проектировал первый элитный дом на тогдашней улице Клары Цеткин. На ул. Рабочей проектировал ряд домов по заказу ЮМЗ. В Гурзуфе – коттеджный комплекс «Дома над морем». Гостиничный комплекс в Сходнице, где была построена гостиница и ожидает своей очереди большой СПА-центр при ней. Есть интересные, но пока не реализованные проекты домов на улицах Южной и Богданова, градостроительные проработки, парки. В прошлом году вместе с Юрием Базаренко в рамках муниципальной программы «Мой двор» разработали проект 20 дворовых площадок в Днепре. Это не грандиозная работа, но она интересна и важна, поскольку помогает создать комфортную среду проживания для обычных горожан.

- В соцсетях вы администрируете группу «Архитекторы Днепра», которая доносит до горожан живую, интересную информацию о новостях зодчества не только в нашем городе, но и в Украине, в мире.

- Такая группа в Фейсбуке – самый простой способ достучаться до архитекторов и обычных горожан. Группа уже существует два года. Конечно, в эту работу вкладываю часть себя. Стараюсь в ней совмещать полезное, важное в архитектуре с живой, порой юморной подачей. Отзывы показывают, что тема интересна для многих.

- В этой группе регулярно освещается вопрос и сохранности историко-архитектурного наследия Днепра. Как вы относитесь к этой проблеме?

- Город – живой организм, в котором отслужившие свое части могут отмирать и быть заменены. Но – замещены качественной застройкой, что в наших реалиях происходит редко. Из таких комплексных примеров вспомню разве что Европейскую площадь. А расчистка старых кварталов под новую застройку путем поджогов, завалов – это не только противозаконно, но и вообще омерзительно.

- Что вы думаете о перспективах развития города? Днепр обречен барахтаться в местечковости или есть база для качественного рывка вперед?

- Мне не нравится, как развивается город. Не вижу я качественного рывка! Иногда благие идеи «хоронятся» бюрократической машиной, как это, например, произошло с идеями группы Смарт-Сити по развитию Привокзальной площади и реконструкцией центрального проспекта Днепра… Свет в конце тоннеля есть всегда. Но наш город всю свою 240-летнюю историю барахтался в чередующихся волнах претендующего на статусность («Южная столица», «Город не первый, но и не второй») и глубоко провинциального. При этом проваливался между волнами чаще, чем забирался на их гребень. Мы сейчас на очередном витке. Вот только витке чего именно?..

Gorod.dp.ua на Facebook.


Стоик  (21.06.17 10:33): На заметку журналистам!
После развала Советского Союза Украина стала много конфессиональной и Наш город не исключение. В частности для горожан будет позновательно интересно знать о символах и их значениях в архитектурных строениях и памятниках. Людям свойственно видеть то, что они не замечают!
1) Преображенский храм, о котором известно как все, так и ничего! Символ <<Сияющая дельта>> может о многом "расказказать".
2) Храм на <<Монастырском острове>>.
3) Храм <<Иоанна крестителя>>. В витражной декорации присутствуют кресты ордена <<Тамплиеров>>.
4) Университет <<Альфреда Нобеля>>, на территории которого присутствуют <<Масонские>> символы. Да и не для кого не секрет что и сам Альфред Нобель был один из членов ордена <<Вольных Каменщиков>>.
5) Между строк! Шар на пирамиде (на набережной) не совсем "Глаз" :) Если быть точным - пирамида в внутри дельты это образ " глаза", а шар это "зрачок". В целом архитектурное строение символизирует известный символ <<Иллюминатов>> - <<Всевидящее
Ответить | С цитатой
Саенко И.  (08.06.17 13:15): Уважаемый Стоик! Перила ограждения изготовили не по проекту. Это кто-то батюшке "удружил" Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Стоик  (08.06.17 11:22): Игорь Михайлович! Один из ваших проектов храм Святителя Николая на Монастырском острове. Место знаковое и выбрано не случайно. В декорации храма присутствуют символы "роза в кресте" (!) Это обще известный символ "розенкрейцеров". Не для кого не секрет что "розенкрейцеры" - это обратная сторона медали "масонства". Вопрос на засыпку ! Вы проходили посвящение в какой либо орден "вольных каменщиков"? Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
95
лет театру ДрамиКом

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте