Днепровские дизайнеры открывают магазины в Австрии, Дании и Нидерландах. В то же время до 80% предприятий легкой промышленности Украины работают в тени.
Эта ужасающая цифра прозвучала на бизнес-форуме в Днепропетровской ОДА, организованном Днепропетровской торгово-промышленной палатой.
Что мы имеем? Официально легкая промышленность в 2016 году произвела всего 0,2%. ВВП, поэтому ее, по отчетам правительства, как бы и не существует. В реальности в ней задействовано 500 тыс. украинцев, а ежегодный оборот средств превышает $2,5 млрд. Эти цифры на бизнес-форуме озвучила украинский дизайнер Голда Виноградская.
В структуре экспорта легкая промышленность в прошлом году занимала всего 6,2%. Для сравнения: АПК в 2016 году экспортировало почти 30% своей продукции, металлурги – 23,5%, машиностроители – 16,1%. Меньше легкой промышленности своей продукции за границу поставляют только химики – 3,6%.
«Самая продающая на экспорт легкая промышленность находится в Киевской области, поскольку там много перерабатывающих предприятий плюс она оказывает услуги транзитного экспорта. Продажа товаров за рубеж через Киев логична еще и потому, что через Кропивницкий и Кременчуг в Европу не доедешь – на этих направления нет дорог… А еще в Киеве проявляют больше лояльности при оформлении экспорта, чем в родной Днепропетровской области. В структуре экспорта нашего региона легкая промышленность занимает 16,5%, – делится информацией представитель Комитета экспорта Совета предпринимателей Днепропетровской области и Днепропетровской торгово-промышленной палаты Игорь Снитивкер. – Помимо этого часть наших предприятий экспортируют свои товары через Львов и Закарпатье (в этих регионах лояльная к нам таможня), а также – через Одессу, потому что там проходит контейнерный транзит товаров. Но мы сейчас стараемся создавать такие условия в Днепропетровской области, чтобы компании возвращались и регистрировались у нас в налоговой».
Игорь Снитивкер призывает предпринимателей малого и среднего бизнеса обращаться напрямую к нему, если возникают непредвиденные препятствия на пути к экспорту продукции в страны ЕС и Ближнего Востока. Например, груз арестовало СБУ, не пропустила товар таможня или фискальная служба произвела изъятие товара. Он пообещал реагировать максимально оперативно.
Примером успешного выхода на рынок ЕС может служить небольшая днепровская компания RITO, в которой всего 85 сотрудников. Она существует с 1991 года и производит 4 линии трикотажной одежды для женщин, мужчин и детей. Брендовый магазин РИТО работает в Литве и Нидерландах. В этом году открывается мультибрендовый магазин в Вене и шоу-рум в Копенгагене.
«У нас очень много контактов, которые мы получили совершенно случайно. В Австрии магазин открывает наша клиентка, в Вильнюсе им тоже владеет наша бывшая клиентка, в Нидерландах открыть магазин удалось благодаря ФБ. Как правило, магазины открывают украинцы, которым легче с нами сотрудничать, а для нас это шанс. Эти люди уже обосновались на европейском рынке и могут подсказать, как удачней и успешней торговать с ЕС. Сегодня нельзя отказываться от таких возможностей, в любой ситуации нужно говорить «да», и тогда ты найдешь своего партнера. Существует множество электронных торговых площадок, на которые можно выставить свой товар, чтобы понять, пользуется ли он спросом», – делится опытом директор Дома моды РИТО Татьяна Абрамова.
Украинский модельер и общественный деятель Голда (Ольга) Виноградская в Днепре заявила, что в Украине на волонтерском уровне при ее содействии создается гражданское министерство легкой промышленности. Поскольку разрозненные производители, поставщики сырья, дизайнеры и продавцы не могут работать эффективно и завоевывать рынки ЕС.
И все же Голда Виноградская считает, что легкую промышленность нельзя возродить без поддержки государства. Глубина кризиса в этом секторе экономики поражает, по данным украинской Википедии, на начало 2015 года из 2500 предприятий в этом секторе экономики более 53% были банкротами, а свыше 15% не вели активную деятельность.
«Италия, Турция, Китай, Корея – эти страны не поднимали свою легкую промышленность без помощи государства. Это было и льготное инвестирование, и налоговые каникулы, и компенсация участия в международных выставках. К сожалению, в Украине об этом пока не приходится даже мечтать», – сожалеет Голда Виноградская.
Известный дизайнер в последнее время постоянно встречается с мерами городов и губернаторами областей, чтобы они убеждали инвесторов вкладывать деньги в украинский бизнес. Голда Виноградская считает, что представителям легкой промышленности нужно объединяться в технопарки и различные платформы. Самые активные сегодня Харьков, Львов, Хмельницкий, Тернополь и Полтава.
Днепропетровская область в перспективе должна тоже стать одним из флагманов этого процесса. Но пока что в Комитете экспорта Совета предпринимателей нашего региона нет даже представителей легкой промышленности. Игор Снитивкер пригласил бизнесменов с активной позицией восполнить этот пробел. Пришло время днепровскому бизнесу брать ситуацию в свои руки и покорять зарубежные рынки не благодаря, а вопреки экономической ситуации в нашей стране.
«Мы сталкивались с тем, что люди, глядя на наши изделия, говорили: это что сделано в Украине? Честно скажу, что внутри возникает такая волна протеста. Мы что Берег Слоновой кости? Почему считается, что Украине не может производить хороший качественный продукт?», – возмущается Татьяна Абрамова.
Главное, по мнению директора Дома моды РИТО, иметь качественный продукт, который необходимо постоянно отшлифовывать. Еще один фактор успеха – это регулярное обновление линейки товаров. Нужно идти вперед, причем трикотажникам в этом вопросе очень сложно: они не только придумывают модели, а в первую очередь изобретают новые переплетения полотна – в этом главная фишка их работы. Сегодня днепровские дизайнеры уже конкурируют с европейскими. Причем компания РИТО постоянно ищет новых специалистов, стажирует их и отбирает лучших.
Чтобы завоевать рынок ЕС, обязательно нужно зарегистрировать свою торговую марку, пройти сертификацию и составить экспортную стратегию. Нужно понимать, куда и сколько товаров предприятие хочет экспортировать. Помочь создать эту пообещали представители Днепровской торгово-промышленной палаты. На их базе работает Центр поддержки бизнеса, который финансируется ЕС. Такие центры существуют в 15 областях Украины, в том числе и в Днепре. Они будут проводить еще не один бизнес-форум и тренинг в нашем и других городах Украины для поддержки украинских производителей. Ближайший будет посвящен тонкостям организации логистики во время экспорта товаров за рубеж.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |