Городской сайт выяснял, какие старинные локомотивы железных дорог еще сохранились в нашей области.
Старая техника бесповоротно исчезает из нашей жизни. Недавно в новой рубрике Городского сайта «Ностальгия» мы рассказывали о том, какие «рожки да ножки» остались от интереснейших старинных экземпляров городских автобусов, трамваев, троллейбусов.
Ничуть не радостнее картина и с исторической железнодорожной техникой. На всю Днепропетровщину сохранилось лишь несколько паровозов выпуска первой трети ХХ-го века. О них мы расскажем ниже по тексту. Уцелели они благодаря лишь тому, что установлены на постаментах в виде памятников.
А как признают ветераны Приднепровской железной дороги, еще десяток лет назад в депо и службах дороги сохранялись раритетные красавцы паровозы «на своем ходу». Они могли стать основой роскошного музея старинной железнодорожной техники. Но – удивительным образом исчезли из нашей области. Часть была передана в Киев в музей, существующий при главном железнодорожном вокзале столицы. Эту экспозицию можно хорошо рассмотреть с пешеходного перехода над платформами этого вокзала. Часть – в одесскую область. Скольких уникальных экспонатов лишилась Днепропетровщина в результате этих «актов дарения», никто сегодня определенно не может сказать.
- Идеи создать музей старинной железнодорожной техники на ПЖД когда-то витали, - признает руководитель пресс-службы Приднепровской железной дороги Ирина Козлова . – Но они во многом потеряли актуальность после того, как лет 7-8 назад часть старинной техники из нашей области была передана в Киевский музей при центральном вокзале. Какие конкретно там наши бывшие паровозы и сколько их, подсказать не могу – в то время я не работала в этой сфере. От ветеранов дороги слышала о том, что ряд экспонатов были потеряны безвозвратно – их просто утилизировали. В области остались только паровозы в виде памятников в Днепре, Кривом Роге, Синельниково, Пятихатках.
Фото. Музей железнодорожной техники в Киеве.
- Грудью стоим, чтобы хоть эти паровозы никуда вдруг не решили передать, - добавляет заведующий музеем Приднепровской железной дороги Владимир Дрышлюк. – Да, действительно, за последний десяток лет из нашей области «высосали» практически всю старинную железнодорожную технику. Ее «ушли» не только в Киев. Под видом необходимости реставрации забирали и в город Котовск Одесской области. При этом мы осознавали, что нам эти раритеты уже не вернут. В Котовске по прихоти тогдашних «королей» тоже хотели создать музей, не понимая, что реставрация, сохранение паровозов – это огромные затраты. Насколько знаю, большинство собранных в Котовск паровозов или исчезли в неизвестном направлении, или тупо были порезаны на металл…
Фото. В музее Южной дороги, очевидно, немало и наших экспонатов.
Вот такая удручающая картина вырисовывается.
А теперь давайте взглянем на то, что еще из паровозной техники сохранилось в нашей области.
Построен Брянским заводом в 1929 году.
Установлен на постаменте возле школы №5 в г. Синельниково.
Паровоз Э (прозвища Эховский, Эхо, Эшак) русский и советский грузовой паровоз типа 0-5-0. Первый в России паровоз типа 0-5 О −0, разработан в 1909 году по заказу частной Владикавказской железной дороги инженером тяги Вацлавом Лопушинским.
Паровозы типа Э выпускались с 1912 по 1957 год включительно. В течение всего периода производства базовый проект паровоза серии Э последовательно улучшался, в качестве конструктивных разновидностей (подтипов) и подсерий: Э У (1926—1930 гг.); Э М (1931—1934 гг.); Э Р (1934—1936 гг.). В течение 1944 года, производство наиболее удачной подсерии — Э Р было возобновлено на Коломенском заводе по улучшенному проекту «П-28». С 1947 года крупносерийное производство паровозов серии Э Р (по проекту П-28 Коломенского завода), для сети дорог СССР, было развёрнуто в Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, где в конструкцию вносились улучшения с учётом опыта эксплуатации на сети дорог СССР и местных технологических особенностей производства.
Всего было построено 10 853 паровоза этого типа, в том числе 2499 – подсерии Эу.
Является экспонатом технического музея под открытым небом в г. Каменское. Установлен в 2011 г.
Паровоз 9П — маневровый танк-паровоз типа 0-3-0 , выпускавшийся в Советском Союзе с 1935 по 1957 год . Последний советский паровоз нормальной колеи. Первый, опытный паровоз этого типа был построен на Коломенском машиностроительном заводе в 1935 году (заводской тип 164).
В следующем году Коломенский завод выпустил ещё 55 паровозов типа 9П. Также эти паровозы стали выпускаться на Новочеркасском паровозостроительном заводе (16 паровозов в 1937 году, 64 в 1938 году).
С 1939 года Коломенский завод возобновил постройку паровозов типа 9П, при этом конструкция паровозов, выпускавшихся с 1939 года, была улучшена по сравнению с более старыми паровозами 9П.
В 1946—1955 годах паровозы 9П выпускались Муромским паровозостроительным заводом им. Дзержинского. С 1955 по 1957 год Муромский завод выпускал несколько изменённый вариант паровоза, получивший обозначение 9П М .
Всего было построено 3024 паровоза этого типа.
Построен на заводе Nidqvist & Holm (NOHAB), Трольгеттан, Швеция, в 1922 г.
Установленный на постаменте на въезде в г. Пятихатки.
Единственный паровоз серии Эш, сохранившийся в Украине.
Это – очень редкая серия паровозов типа Э (описание – выше). В типаже паровозов Э особняком стоят серии Эг и Эш. Эти паровозы строились соответственно на заводах Германии и Швеции с 1920 года по проекту типа Э 1917 года. Был построено, соответственно, 700 немецких и 500 шведских машин. Все паровозы строились по русским стандартам с применением калибров, привезенных с отечественных заводов.
Построен Ворошиловоградским/Луганским заводом в 1932 г.
Установлен на постаменте у железнодорожного вокзала в г. Кривой Рог.
Этот экземпляр – из подсерии паровозов типа Э (описание смотрите выше), выпускавшейся в 1931-34 годах. Было произведено 2325 экземпляров.
Построен заводом WLF, Вена, Австрия, в 1912 г.
Установлен на территории Днепровского трубного завода (бывший ДТЗ им. Ленина).
Пожалуй, это самый легендарный из сохранившихся в нашей области паровозов. Он прошел Великую Отечественную войну, дошел до Берлина, доставлял высших лиц советского военного командования на знаменитую Потсдамскую конференцию. Как памятник паровоз на этом месте был установлен 10 октября 1974 года. На табличке, прикреплённой к будке паровоза, написано: «Паровоз построен на средства командиров и бойцов колонны № 7». Архитектор памятника В.А. Никон.
Паровоз серии СО (Серго Орджоникидзе) – советский магистральный паровоз типа 1-5-0. Выпускался в 1934-51 годах, всего было построено 4487 экземпляров. С 1935 году на шести паровозостроительных заводах СССР (в том числе – на Харьковском и Луганском) был налажен массовый выпуск паровозов серии СО. В 1938 году после выявления слабых мест экипажной части паровоза серии СО Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта разработал проект её усиления, и указанные паровозы начали строиться по измененным чертежам. Паровозы серий СО и СО в строили Брянский, Харьковский и Ворошиловградский заводы до начала Великой Отечественной войны. В 1938 году начал выпускать паровозы Улан-Удэнский завод; первым локомотивом, построенным этим заводом 30 апреля 1938 года, был паровоз СО 17-1501.
В октябре 1941 году в район будущего Сибирского завода тяжёлого машиностроения на станцию Злобино под Красноярском было перебазировано оборудование Брянского машиностроительного завода «Красный профинтерн». Первоначально на новом месте предполагалось начать постройку паровозов типа 0-5-0 серии Э, но затем, с учётом прежней специализации завода и наличия ранее изготовленных деталей, было разрешено заводу строить паровозы серии СО с конусной тягой. Первый паровоз СО 17-1600 красноярский завод выпустил в мае 1943 года; паровоз был отправлен в депо Москва-Сортировочная. На этом же заводе изготовлен и паровоз, установленный на пьедестал у нас, в Днепре.
Во время Великой Отечественной войны часть паровозов серии СО работала в колоннах особого резерва НКПС и обслуживала прифронтовые железные дороги.
Почему такой памятник установлен именно в нашем городе? Потому что в Днепропетровске жил Алексей Григорьевич Смирнов (18.10.1916 - 1997), Герой Социалистического Труда (1943), легендарный машинист именно этого паровоза СО17-1613 .
… В день открытия памятника, десятого октября 1974 года на площади по улице Илларионовской, неподалеку от станции Нижнеднепровск-Узел, было очень многолюдно. Накануне 30-летия освобождения Украины от фашистских захватчиков в Днепропетровске открывался уникальный памятник.
На гранитном пьедестале, как будто устремленный вперед, замер стальной богатырь – паровоз СО-17-1613. Вокруг него – почетный караул, море людей, знамена, транспаранты и цветы, цветы... На торжественном митинге много почетных гостей. Но всем хочется увидеть экипаж фронтового паровоза. Их было шестеро: поездные кочегары грузин Борис Табилишвили, армянин Арам Авакян, помощники машиниста латыш Петр Цирулис, украинец Михаил Плетень, белорус Петр Зенин и машинист Алексей Смирнов – Герой Социалистического Труда, полвека жизни которого связано с Днепропетровском. Удивительны судьбы и этого человека, и паровоза, который он провел по опаленным войной колеям от берегов Днепра до Берлина и Потсдама.
Мы привыкли связывать разгром фашистской Германии с подвигом танкистов, летчиков, пехотинцев, артиллеристов, моряков, разведчиков. Но мало кто знает и задумывается о том, какой огромный вклад в великую Победу внесли экипажи фронтовых паровозов. Ведь именно от проходящих сквозь бесчисленные бомбардировки, подрывы, обстрелы поездов зависел подвоз на передовую техники, топлива, солдат, доставка в прифронтовые госпитали раненых.
О судьбе железнодорожника-героя Алексея Смирнова. Он родился в 1916 году в бедной крестьянской семье в селе Бобылевка Нижегородской губернии. Одна коровка на восьмерых, сиротский надел земли. Дед с отцом и охотой промышляли, и лошадей подковывали, и печи людям клали, а шестеро детей занимались сбором лесных ягод. Шло время, и когда подростки, сверстники Алеши Смирнова грезили стать моряками, летчиками, комиссарами, он мечтал о паровозах. В окрестностях Бобылевки железной дороги не было Но однажды с отцом он отвозил на пристанционный элеватор мешки с колхозным зерном. И, завороженный проносящимися мимо стальными гигантами, влюбился в них с первого взгляда. С мечтой стать машинистом он отслужил положенные годы в армейской пехоте и пришел поступать на работу в паровозное депо станции Владимир-Волынский. Сначала молодому парню доверили работать слесарем, ремонтировать старые паровозы. Не один раз Алексей ходил к начальнику депо, рассказывая о своей мечте. Вскоре Алексея обучили на кочегара, а затем он стал помощником машиниста.
Но вскоре грянула война. В первые ее дни Алексей пришел в военкомат, попросил отправить на фронт. «Стране нужны не только солдаты. Фронту не обойтись без машинистов. Работай на своем месте!» - твердо ответил военком. Вскоре были сформированы паровозные колонны особого резерва Народного комиссариата путей сообщения, и Смирнов был включен в состав 7-й отдельного резерва колонны паровозов (ОРКП-7), с которой и прошел всю войну.
Паровоз был построен на средства, собранные личным составом ОРКП-7 на красноярском заводе «Сибтяжмаш» (эвакуированный из Брянской области паровозостроительный завод «Красный Профинтерн»). Военными железнодорожниками было собрано 800000 рублей.
В апреле 1944 г. на завод для приемки паровоза прибыла бригада в составе машиниста, Героя Советского Союза Алексея Григорьевича Смирнова, помощника машиниста Семена Липского и кочегара Арама Аверьяна.
Много довелось повидать паровозу на фронте. На переднем листе дымовой трубы локомотива блестела боевая надпись «Вперед, на Запад!», сделанная машинистами из отстрелянных снарядных гильз. Вслед за передовыми частями Красной Армии паровоз одним из первых вступил в Восточную Пруссию, его видели на путях Силезского вокзала уже через несколько дней после взятия Берлина.
Потом на локомотив легла почетная миссия: проложить путь поезду особого назначения, в котором ехала на Потсдамскую конференцию советская правительственная делегация во главе с Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным. Поздно вечером 14 июля 1945 г. из Познани к Берлину пошли два поезда. Головной, проверяющий, и вел через побежденную Германию паровоз СО17-1613 с бригадой Смирнова.
По прибытии специального поезда в Потсдам нарком путей сообщения И. В. Ковалев наградил машиниста паровоза СО17-1613 Алексея Смирнова, помощника машиниста Михаила Плетня и кочегара Арама Авакяна знаком "Почетному железнодорожнику".
После войны паровоз СО 17-1613 трудился на Северной дороге, потом на Прибалтийской. А в канун 30-летия Победы по просьбе железнодорожников Днепропетровска установлен на вечную стоянку на площади у станции Нижнеднепровск-Узел.
А.Г. Смирнов в сентябре 1945 года был вновь вызван Москву, где продолжил учёбу. После окончания курсов был направлен на Запорожский паровозоремонтный завод заместителем начальника сборочного цеха. В 1948 году перевёлся в локомотивное депо Днепропетровск и там трудился старшим машинистом и машинистом-инструктором.
Жил в городе Днепропетровске. Умер в 1997 году. Награжден орденами Ленина (1943), Трудового красного Знамени (1971), медалями; двумя знаками «Почетный железнодорожник».
Кроме паровозов-памятников, в городе Днепр находится еще несколько следующих интересных экспонатов:
Памятник в честь боевых подвигов рабочих Брянского и трубного заводов в годы Гражданской войны 1918-1920 годов. Был установлен 7 ноября 1932 года в день ХV годовщины революции. Пулемётно-орудийную бронеплатформу установили напротив Дворца культуры им. Ильича.
Бронеплатформа была построена в Екатеринославе на «Южно-русском металлургическом заводе Брянского общества» в 1918 году, она являлась частью бронепоезда.
Мемориальный полувагон участвовал в боях на территории Украины и российского Поволжья. Работники электросварочного цеха завода восстановили бронеплатформу с четырьмя пулемётами и артиллерийским орудием.
Мемориал бронеплатформа символизирует память о борцах революции, и является памятником военно-железнодорожной технике того времени.
Вагончик-памятник — самодельный 12-местный вагон, один из первых шести деревянных пассажирских вагонов этой дороги, построенных в 1936 году на субботниках комсомольцами Днепропетровского вагоноремонтного завода.
К этому стоит добавить, что еще относительно недавно на нашей детской железной дороге работал уникальный паровозик серии ЮП, переданный в конце 1990-х на западную Украину.
Находится на постаменте на территории бывшего завода «Промтепловоз», доступ к нему ограничен. Увидеть памятник можно с территории соседней фирмы «Технокредо». На памятнике надпись: «В 1980 году на заводе «Промтепловоз» освоен капитальный ремонт тепловозов».
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Давным-давно будучи на крупнейшем в Европе Просянском каолиновом комбинате видел несколько штук таких. Ответить | С цитатой
Вначале услышал необычный звук, а увидев просто обалдел от неожиданности...
А при отсыпке набережной шлаком паровозы вовсю трудились в 1960-х., под Новым мостом очень долго был черный след от дыма. Ответить | С цитатой
http://www.shukach.com/ru/node/30069 Ответить | С цитатой