|«« | «« | »» | »»| |
В рамках совместного проекта Литвы и Украины «Литва-Украина. Культурное партнерство 2016» в Днепровском художественном музее проходит выставка современного литовского текстиля «ФОТО-ВИДЕО-МЕДИА ТЕКСТИЛЬ».
На выставке представлены уже покорившие мир работы современных литовских художников по текстилю. Эта экспозиция – очень необычна, на ней представлено уникальное сочетание ткачества и современных технологий, объекты инсталляции, образцы сочетания классического ткачества и цифровой печати, перформансы.
Благодаря помощи представителя проекта «Украина-Литва. Культурное партнерство 2016» Александры Афанасьевой журналист Городского сайта смог пообщаться с куратором выставки и всемирно известным литовским художником по текстилю Егле Ганда Богданьене.
Наша справка. Егле Ганда Богданене (Eglė Ganda Bogdanienė) является одной из самых интересных литовских художниц по текстилю, которая за свою очень богатую творческую жизнь опробовала самые различные техники и художественные формы – ткачество гобеленов, валяние шерсти, рисование по шелку, вязание, вышивание, - создавая инсталляции, сценографию и экспериментальную анимацию. Художница принимает активное участие в выставках в Литве и за рубежом. Кроме того, Эгле преподает и является профессором кафедры текстиля Вильнюсской академии искусств.
- Проходящая в Днепре выставка «Фото-видео-медиа-текстиль» стала откровением для многих ценителей искусства. Когда вы для себя открыли, что сочетание текстиля и современных технологий создает очень необычное и привлекательное направление искусства?
- Идея единства искусства и жизни в значительной мере изменила статус самого произведения современного искусства. Она также отличает для нас грань между эстетичным и повседневным опытом человека. Сегодня текстиль как отрасль культуры охватывает различные теории, технологии и практики. В то же время текстиль является мощным, гибким и концептуальным, он постоянно совершенствуется. Кроме того, с древних времен текстиль считался женской деятельностью, домашним рукоделием, которое позднее стало искусством протеста, содержащего в себе идеи общественной активности. Касательно последнего, то текстиль рассматривается как интегральная часть общественной жизни, а идентичность художника очерчивается не только как условие выдающегося бытия, но также как одна из форм общественного активизма – форм, которые имеют общественную и политическую ценность.
- А какой стала ваша первая работа в этом жанре?
- Первая работа, в которой я использовала синергию текстиля и фотографии, появилась 20 лет назад. Это были времена аналоговой фотографии. С появлением цифровой фотографии процесс создания для меня стал значительно проще и открыл новые возможности.
Интересная история произошла с моей миниатюрой «Глаз», которую я также создала почти 20 лет назад. Эта работа была создана в то время, когда я растила своих двух мальчишек. Мой старший шестилетний сын был исключительно любознательным и умелым, в то время как его трехлетнего младшего брата было сложно вовлечь в любую активность. Доктора выявили возможную причину такого различия: так называемые «ленивые глаза». Зрение младшего сына было очень бедным: он был почти слеп на один глаз, а вторым глазом он едва мог различать некоторые изображения. Доктор прописал очки с толстыми стеклами и порекомендовал закрыть один глаз, чтобы тренировать другой и попытаться хоть немного восстановить зрение. Моему сыну это не нравилось и он упорно сопротивлялся, а тем временем зрение все ухудшалось: не четкие изображения растворялись в тумане теней. Наконец я смогла убедить его закрыть более здоровый глаз. Он согласился на это лишь при условии, что каждый день глаз будет прикрывать повязка с новым рисунком. Так для меня началась ежедневная рутина рисования – птицы, жуки, орнаменты. Но однажды я решила сделать очень реалистичное изображение глаза: с некоторого расстояния он должен был казаться настоящим и никто не смог бы сказать, что с одной стороны очки перекрываются повязкой и глаза под ними не видно. Моему ребенку понравилась идея, которую оценили соседские дети и я сама, я наслаждалась содержательным и полезным использованием своих художественных навыков. В конце концов, повязка сработала, и зрение моего сына значительно улучшилось.
Я была так счастлива, что казалось уместным создать реалистичную арт-работу: соткать миниатюрную копию глаза моего сына. Два месяца и сорок цветов и оттенков льняной пряжи, которую я окрашивала натуральными красителями растительного происхождения, были использованы для изготовления миниатюры в десять квадратных сантиметров с использованием классической техники ткачества гобеленов. «Глаз» нашел своего покупателя и был продан за 10 долларов, - это совсем небольшая сумма для тех далеких времен. Наблюдая, как растет мой сын, заканчивает школу, поступает в университет, я скучала по «Глазу» - регулярно вспоминая историю его создания.
Весной 2012 я получила неожиданный e-mail из Канады. Женщина напомнила мне, что она купила «Глаз» во время своего визита в Литву много лет назад. Она также сказала, что продолжала путешествия и часто брала «Глаз» с собой, поскольку он был ее любимым произведением искусства. Тем не менее, она призналась, что чувствует некоторую неловкость, глядя на него. В ответ я рассказала ей историю его создания и отправила фотографию меня, обнимающую сына в день его школьного выпускного. Тогда она ответила, что моя история все расставила по местам и объяснила странное чувство вины и неловкости, которое наполняло ее, когда она смотрела на «Глаз».
Эта работа слишком личная, полная любви и семейного тепла и она возвратилась домой….Вскоре я получила письмо из Канады в котором был сотканный и оформленный глаз моего сына, аккуратно завернутый в бумагу.
- Каким в детстве, юности был путь в изобразительное творчество? Кто или что предопределило такой выбор? Когда и благодаря чему Вы окончательно осознали, что ваше призвание – художник по текстилю?
- Мой выбор предопределила в первую очередь поддержка родителей, а также многочисленные выставки, авторитетные художники и школа искусств. После окончания средней школы я колебалась между поступлением на факультет искусств и биохимией. Поскольку первыми экзаменами были экзамены в школу искусств и я их успешно сдала, это и определило мой выбор. Тем не менее, я работаю в различных направлениях, включая не только искусство. К примеру, в настоящее время я преподаю в Вильнюсской академии искусств и являюсь ее проректором.
- Был ли этот жанр искусства признанным, поддерживаемым в Литве эпохи СССР? В чем его исторические традиции в вашей стране и за рубежом?
- Текстильное искусство было популярным в Советской Литве. Текстиль в Литве популярен со времен Великого княжества Литовского. Во все времена текстиль в Литве отображал исторические, социально-экономические и культурные изменения и политический климат страны. Для Литвы всегда было характерно непреодолимое стремление к государственности, которое постоянно тормозилось ее амбициозными соседями. Искусство всегда рассматривалось как важный способ проявления национального и индивидуального тождества. По этой причине текстиль стал одной из арт-форм агитации. Теперь художественное творчество оценивается как способ политического сопротивления и решения социальных проблем, что способствует различным изменениям в общественной жизни. Художники, которые используют эти принципы на практике, понимают культуру как сферу действий и решений, которая непосредственно связана не только с эстетическими, но и с общественными и политическими вопросами.
- К 30 годам вы уже были участницей более 100 выставок в разных странах мира. Что помогло добиться такого колоссального признания?
- Упрямство.
- Что нового вам как Мастеру дало обучение в Финляндии, Швеции, Индии?
- Обучение за рубежом расширило мое представление о современном искусстве в целом. Кроме того, эти годы принесли массу полезных знакомств с коллегами по цеху.
- Текстиль, ткань могут рождать арт-объект в сочетании с любым предметом и технологией? Есть ли материалы, предметы, технологии, которые органичнее всего сочетаются с тканью? Есть ли такие, которые вам хотелось бы попробовать совместить в будущем?
- Вызовы и новые эксперименты с материалами диктует современная активная жизнь. В данный момент я работаю с техникой «интеллектуального» текстиля и термохромных чернил. Термохромная краска – это краска, которая меняет свой цвет или обесцвечивается при определенной температуре. Понятие «интеллектуального текстиля» появилось во второй половине 20-ого века и связано со значительными успехами в области физики и химии, материаловедении, биохимии, биофизики, физической химии и химической физики полимеров, физики и химии металлов, бионики, нано-, био- и когнитивных технологий. С помощью достижений всех этих наук и практик ученые, технологи и инженеры начали с большим или меньшим успехом подражать, копировать и развивать в технике различные полезные свойства живой материи, которая всегда «умна», реактивна, адаптивна к многочисленным изменяющимся условиям внешней среды и изменениям самих живых организмов.
Кроме того важным аспектом моей жизни является работа с инвалидами в направлении «Арт терапия».
- На выставке в Днепре удивляют необычные арт-объекты из прозаических вещей – тех же, например, ведер. В современном искусстве по-новому может «зазвучать» любой объект?
- Самое главное в искусстве – это идея, от которой и зависит выбор материалов и техник. В современном искусстве простой хозяйственный объект может стать произведением искусства. Все зависит от контекста.
- Участвующие в выставке в нашем городе художницы – это ваши воспитанницы Вильнюсской Академии Искусств? Как удается вдохновить учениц посвятить себя такому интересному виду творчества? Успехами кого из девушек вы гордитесь больше всего?
- Это двусторонний процесс. В этом году наша студентка Лаура Монтьеюнайте заняла первое место на Международной Триеннале в г. Лодзь (Польша). Думаю, что это и является свидетельством признания нашей школы и учителя.
- Как вы отнеслись к предложению представить эту выставку в Днепре? Что знали о нашем городе и его готовности воспринимать современное искусство? Бывали ли у нас раньше?
- К сожалению, я никогда не была в Днепре, но в этом году студентка из Украины Паулина Резниченко стала магистром факультета текстиля, моды и дизайна Вильнюсской академии искусств. Она очень талантливая девушка из Украины.
- Кого из художников, творческих людей нашего города знаете? С кем поддерживаете контакты?
- К сожалению, я никого не знаю. Я знакома только с Паулиной Резниченко.
- Могут ли наши художники в перспективе представить свое искусство в Литве? Кто именно и почему?
- Я думаю, что на самом деле могут. Это возможно организовать с помощью Вильнюсской академии искусств, объединений художников различных специализированных музеев и галерей. Украинские художники ежегодно принимают участие в Вильнюсской ярмарке искусств.
- Какими из завоеванных за последние годы вами наград, призов международных выставок гордитесь больше всего?
- «Золотым знаком-2015» Литовской Ассоциации Художников.
- Литва – один из самых близких друзей Украины. Как в вашей стране относятся к происходящему сейчас в Украине?
- Литва поддерживает Украину в ее стремлении к независимости и самостоятельному планированию своего будущего. Борьба за независимость в Украине - это страшная беда. Я глубоко соболезную героям, павшим в боях, и их семьям.
Фотографии любезно предоставлены проектом «Украина-Литва. Культурное партнерство 2016»
Автор: Людмила Батальская
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |