Более 20 лет отмечается Всемирный день защиты от безработицы (учрежден 21 мая 1992 года). Нашей стране, как и любой другой, хорошо известно это явление, которому Украина пытается противостоять все годы независимости.
Насколько силен «противник», какие меры противодействия ему готова применить Украина и, в частности, Днепропетровщина? Об этом корреспондент «Зори» побеседовала с заместителем директора Днепропетровского областного центра занятости Раисой Малоиваненко.
— Безработица уже много лет явление реальное. Хотя официальные показатели, которыми оперирует Государственная служба статистики Украины, достаточно спокойные. Так, уровень занятости (соотношение занятых в возрасте 15—70 лет ко всему населению обозначенного возраста) в нашей области на 1 января нынешнего года составлял 60,9%. Это выше, чем в среднем по Украине, — 56,7%.
Некричащим кажется и сам уровень безработицы, который на начало года равнялся 7,2% (соотношение неработающих в возрасте 15—70 лет к экономически активному населению). Это не самый печальный показатель за последние годы. В 2014 году, например, он составлял 8%, а в мировой кризис 2008—2009 годов и того выше. Однако можно ли говорить о том, что ситуация с занятостью в нашем регионе благополучная, наблюдая, как наши земляки уезжают на заработки в другие страны, как бизнес с его рабочими местами уходит в тень?..
— Значит, государство уже не контролирует ситуацию по занятости? И приведенные вами цифры — формальны и не отвечают действительности?
— Государство контролирует ситуацию посредством Законов «О занятости населения», «Об общеобязательном государственном страховании на случай безработицы». Но время требует изменений в законодательной базе. О достаточно непростой ситуации на рынке труда свидетельствует хотя бы то, как резко оскудел за последнее короткое время банк вакансий нашего центра занятости. Если раньше он аккумулировал 9 тысяч вакансий и более, то, например, на 1 мая — всего 3367 вакансий. Причем 810 из них — это вакансии для людей с ограниченными возможностями, из тех, которые предлагают предприятия, стремящиеся включить в свой штат людей с ограниченными возможностями, чтобы не платить штрафы, и потому в большинстве своем не востребованы.
688 вакансий из нашего банка касаются сезонных сельхозработ. Уже только это дает представление о возможностях днепропетровских работодателей и состоянии выбора. Меня порой спрашивают: сколько претендентов приходится сейчас на одну вакансию? Такие вопросы исходят от людей, которые не совсем понимают тенденции рынка труда, который характеризуется и географическими, и сезонными особенностями.
В Днепропетровске, например, отсутствуют вакансии врачей, хотя в сельской местности таковых попрежнему много. Хотя тенденция сокращения рабочих мест в регионе, без сомнения, налицо. Кстати, показательным в этом плане является недавнее обращение в наш центр занятости очень известного в стране кадрового агентства, попросившего поделиться базой вакансий. Причем, если раньше это агентство занималось трудоустройством в основном только «белых воротничков», то сейчас не обходит стороной и рабочие специальности.
— Было бы кому «хватать» их. Работодатели, предлагающие вакансии на высокооплачиваемые специальности, предъявляют и высокие требования к соискателям. Считается, например, что рынок труда просто кишмя кишит юристами и экономистами.
Между тем в нашей базе достаточно часто встречаются такие вакансии, но они предполагают опыт работы, которого как раз и нет у молодых людей, выпускников вузов — главных соискателей работы. Не случайно уровень безработицы среди молодых людей до 25 лет составляет более 20%. То есть каждый пятый не трудоустроен. У нас достаточно долго «висела» вакансия начальника валютного отдела известного банка с окладом, поражающим воображение. И работодатель снял ее.
— А какие вакансии сейчас «делают погоду» в вашей базе?
— Несмотря на ее значительное «похудение», структура осталась прежней. Половина — это рабочие специальности, 35% — служащие, в которые мало кто хочет идти изза очень низких зарплат. Остальные — специальности, не требующие образования и специальной подготовки: уборщики, грузчики, курьеры, чей труд оплачивается по минимуму.
Достаточно много вакансий водителей и продавцов, что характеризует нынешнее состояние экономики, все больше представляемое сферой услуг. Однако и эти вакансии не очень востребованы изза непривлекательности их условий. Одними из самых «долгих» являются вакансии кондукторов и водителей трамваев.
— Тех, которые держатся месяц и более, — порядка 30%. Причин тому несколько, одна из них — условия работодателей, которым далеко не все способны соответствовать. Например, появляющиеся у нас те же вакансии юристов нередко требуют какойто узкой специализации. Однако главная причина — это низкий уровень оплаты труда, заявляемый работодателем.
Из общего количества наших вакансий 5% составляют те, где зарплата меньше прожиточного минимума (сейчас 1450 гривен); 12,5% — прожиточный минимум; 43,9% — от 1450 до 2000 гривен; 35% — от 2000 до 4700 гривен; и свыше 4700 гривен — 2,9%. Там, где достаточно высокие зарплаты, и требования высокие.
— Наверное, центру занятости ныне очень непросто осуществлять свою посредническую миссию между соискателями и работодателями?
— Это всегда было непросто, и причина не в качестве нашего сервиса, который в последнее время как раз значительно улучшился благодаря внедрению антикризисного Регламента работы, а в самой природе человека, стремящегося к лучшему. Проблема в том, что, к сожалению, изменились критерии этого лучшего, людям приходится довольствоваться тем, что есть. С начала года по май мы помогли трудоустроиться четвертой части граждан, зарегистрированных за этот период в нашем центре. Зарегистрировано же на 1 мая было 34,2 тысячи человек.
— Люди, лишившиеся работы и пришедшие в областной центр занятости с целью найти ее. Государством разработаны критерии подходящей работы (один из них — уровень зарплаты не ниже, чем на последнем месте работы). Если таковых в нашей базе нет, безработный имеет право на пособие.
Если он был уволен по ст. 38 КЗоТ (собственное желание, без уважительных причин, коими является уход за ребенком до 14 лет, переезд на новое место жительства и еще ряд), то наш клиент получает пособие только на 91й день после регистрации. Если он был уволен по статьям 40, ч. 1 (сокращение) или 36, ч. 1 (соглашение сторон), то пособие выплачивается на 8й день после регистрации.
Размер зависит от страхового стажа и размера заработной платы на последнем месте работы:
Если наш клиент не трудился полгода в течение 12 месяцев, предшествующих его приходу в центр, ему выплачивается пособие в размере 1160 гривен.
Украина, кстати, является единственной страной в мире, где выплачивается пособие по безработице незастрахованным гражданам, то есть невыплачивающим единый социальный налог. Это касается выпускников школ и вузов, вставших на учет в наш центр в течение года по окончании учебного заведения. Размер пособия составляет 544 гривны.
Однако напоминаю, что пособие полагается не всем. Так, на 1 мая из 34,2 тысячи зарегистрированных в центре его получали 26,8 тысячи человек. В пособии отказывается тем, кто после двукратного предложения подходящей работы не согласился на нее.
— Иногда можно услышать мнения, звучащие из Киева, что центры занятости — это не социальные учреждения, и что их задача — не выплачивать деньги, за которыми зачастую идут туда люди, а искать работу. Как вы можете охарактеризовать вашу службу?
— Центр занятости — не собес, мы протягиваем сначала удочку, а потом рыбу. Полагаю, что наш сервис приема клиентов, который разрабатывается по инициативе Государственного ЦЗ (Центрального аппарата) учитывает особенности кризиса и обязан, с одной стороны, поддержать людей в нелегкое время, с другой, не лелеять потребительское отношение к службе занятости.
Полагаю, мы достигли баланса. С одной стороны — выверенные выплаты пособий, с другой — ряд услуг, призванных помочь людям найти свое место на рынке труда. Это и переобучение новым специальностям, на которые есть спрос на рынке труда, и повышение квалификации (для этого мы заключаем договоры с многими учебными заведениями региона), и внедрение системы ваучеров (максимум — 10 размеров минимальных зарплат) для того, чтобы безработные старше 45 лет могли получить еще одно высшее образование. Такой услугой воспользовались уже 73 человека, получившие современные специальности, на которые есть спрос. Но в законодательстве прописано, что профобучение безработных, зарегистрированных в службе занятости, возможно только под заявку работодателя, а мы хотели бы учить и на перспективу.
Большим подспорьем безработным являются и общественные работы, хотя многие люди и предубеждены в отношении них. Но наши клиенты, получающие пособия по безработице, одновременно имеют возможность заработать деньги (сейчас 1450 гривен) на таких работах. Средства выделяются из нашего фонда по безработице и местных бюджетов: с начала года из этого источника поступило 3,9 миллиона гривен, а в общественных работах приняли участие 1450 человек. Это не только благоустройство территорий, но и работа в управлениях социальной защиты в помощи сотрудникам при оформлении субсидий гражданам на оплату услуг ЖКХ.
— Вы работаете с общественными организациями, с международными фондами?
— Да. Такое партнерство направлено в первую очередь на поддержку переселенцев, воинов АТО. Мы очень тесно сотрудничаем с Благотворительным фондом «ГОРЕНИЕ», юристы которого консультируют наших клиентов по скайпу в базовых центрах занятости, где находятся ПК для работы клиента.
— Что нужно, чтобы прийти к вам и встать на учет?
— Прежде всего желание искать работу. А из документов — паспорт (мы, кстати, ставим на учет независимо от места регистрации), трудовая книжка, идентификационный код и дипломы об образовании. Уверена, что каждый встретит здесь обслуживание европейского качества и самое внимательное отношение к себе.
Полезная информацияВопросы об услугах центра, вакансиях и другие можно задать по адресу: [email protected] и на сайте: http://trud.gov.ua
Автор: Ольга Гречишкина
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |