|«« | «« | »» | »»| |
О том, как зарождался театр в нашем городе, через какие непростые условия прошло его развитие, нам поможет узнать давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального музея имени Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Первый театр в Екатеринославе должен был возникнуть еще в конце XVIII века, - рассказывает Максим Кавун. - Сведений о театре в первом губернском городе Екатеринославе, основанном в 1776 г. при впадении реки Кильчень в реку Самару (ныне территория поселка Самаровка), не сохранилось. Известно, что там успели выстроить дома губернатора и вице-губернатора, четыре церкви, две фабрики, но в списке зданий города театра мы не находим. Скорее всего, новый город, просуществовавший больше десяти лет, просто не успел обзавестись знаковым атрибутом города эпохи Просвещения. Впрочем, есть весомые основания считать, что если бы Екатеринослав развивался на изначальном месте, то и театр там вскоре появился бы.
Дело в том, что основатель первого Екатеринослава и губернатор Азовской губернии Василий Чертков (1726-1793) вполне в духе времени был «просвещенным администратором» и большим сторонником театрального искусства. В тех местах, где он руководил, обязательно появлялся театр. В свободное время Чертков пробовал себя в литературном жанре, стал автором и переводчиком нескольких литературных произведений. Еще в 1770 году, будучи обер-комендантом крепости Святой Елисаветы (ныне г. Кировоград), Чертков перевел комедию Жан-Жака Руссо «Кофейный дом». Эта комедия в обработке В.А. Черткова была сразу же поставлена в местном театре и напечатана в Кременчуге. А в Воронеже, где Чертков был губернатором уже после Екатеринослава (в 1782–1792 годах), он сам и основал первый театр. Причем не где-нибудь, а прямо в «наместническом доме» в 1787 г.
Официально первый театр «на бумаге» был утвержден 6 октября (17 по новому стилю) 1786 г., когда Екатерина II утвердила составленный Г.А. Потемкиным документ под названием «Начертание города Екатеринослава», и 13 (24) октября утвердила подготовленный на основе «Начертания» первый генеральный план работы французского архитектора Клода Геруа. С «Начертания» началась подготовка к строительству Екатеринослава. В тексте документа перечислялись основные сооружения и параметры будущего города. Основной массив строительства предполагался на огромном холме в излучине Днепра (будущая Соборная гора).
Большая часть главных зданий с Преображенским собором намечалась на огромной Соборной площади (примерно в два раза больше нынешней). В списке перечислены: «Судилище наподобие древних базилик… Лавки полукружием на подобие Пропилей или преддверия Афинского с биржею и театром посредине. Палаты Государския, где жить и генерал губернатору, во вкусе Греческих и Римских зданий, имея посредине великолепную и пространную сень… Дом Губернаторской; вице-губернаторской, дом дворянской и аптека. Фабрики суконная и шелковая. Университет купно с академиею музыкальною или консерваториею» и другие учреждения.
Как видим, в этом списке присутствует и театр. Город задумывался по образцу лучших европейских столиц, по канонам классицизма и культуры Просвещения. И, конечно, в таком культурном контексте, город был просто немыслим без здания театра.
Однако, после основания города 9 (20 мая) 1787 г., строительство, как мы знаем, пошло вовсе не такими быстрыми темпами, а после смерти Г.А. Потемкина в октябре 1791 г. вообще застопорилось. Если собор все-таки начали строить, постепенно возвели фабрики и некоторые другие здания, то театр разделил судьбу Екатеринославского университета с консерваторией, которые так и остались прекрасным, но нереализованным проектом.
Прошло ровно двадцать лет. Екатеринослав на Днепре медленно строился. Хотя в нагорной части, где планировалось основное строительство, работы практически не велись. Город развивался в низинной части, на месте слободы Половицы. Постепенно формировалась местная дворянская элита, определились несколько аристократических семейств: Струковы, Капнисты, Миклашевские и другие.
Вот в этой аристократической среде и возникает, как принято говорить, «культурный запрос» на основание первого театра. Соответственно он получил и название «Благородный Екатеринославский театр». Начался театр с «баловства», а именно с детской комедии, поставленной для дворянских детей нескольких влиятельных семейств. Они же играли все роли – это были отпрыски семей Струковых, Шляхтиных и Ставровских. По сути, это была дворянская художественная самодеятельность.
Начало театральной деятельности в Екатеринославе положено 3 (15 по новому стилю) января 1806 г. В этот день состоялась премьера пьесы «Осмеянное чародейство». Как написано в издании «Представлена в первый раз на Благородном Екатеринославском Театре Генваря 3 дня 1806 года».
Где же находился «Благородный театр»? По логике событий можно предположить, что в самом эпицентре проживания дворянского сословия. Такой улицей изначально была Стародворянская (Плеханова).
Действительно, это место на углу улиц Московской и Плеханова, где сейчас находится двухэтажный кирпичный дом 1881 г. постройки (ул. Московская, 23). К сожалению, никаких графических источников, позволяющих предположить, как выглядел первый «Благородный театр», не сохранилось.
Что представляла из себя пьеса, с которой началась история екатеринославского театра? Она была издана отдельной книгой в том же 1806 г. в Екатеринославе, в типографии Приказа общественного призрения. К слову, это одна из первых книг в Екатеринославе (первая была напечатана в 1796 г.). К счастью, несколько экземпляров сохранились до наших дней. Сегодня это уникальнейшая библиографическая редкость.
Пьеса в одном действии, написана для определенного круга дворянских детей в духе культуры Просвещения и имела, прежде всего, морально-воспитательное значение. Фабула её проста: это забавные сценки из жизни дворянских детей, высмеивающие склонность к вере на слово шарлатанам и колдунам, к воровству, к скупости и обману. В целом повествование сводится к тому, что «чужим добром завладеть еще стыднее», что добродетель всегда побеждает порок. Кстати, пьеса как никогда актуальна и может быть поставлена и сегодня.
В пьесе всего шесть действующих лиц: Лиза, Маша, Анюта, Эммануил, Вася и Степаша. Играли их двое отпрысков рода Ставровских, трое Шляхтиных. А Эммануила играл… Эммануил Ананьевич Струков, сын вдохновительницы самой пьесы и театра О.К. Струковой.
Одной из загадок по сей день остается вопрос: кто был автором данного произведения? В тексте конкретное указание отсутствует. Автор скрылся под псевдонимом «Друг детей». Однако из фразы на титуле «Сочиненна в Екатеринославе» и из посвящения понятно, что автор из местного круга и активно пробовал себя в литературном творчестве.
Пока этот вопрос остается без ответа. Однако можно предположить, что в условиях крайней ограниченности интеллигентного круга в раннем Екатеринославе, скорей всего, автором пьесы мог быть кто-то из учителей местной мужской гимназии, открытой всего за год до этого, в 1805 г.
Неизвестный автор пьесы посвятил свое произведение «Ея Высокоблагородию Милостивой Государыне моей Ольге Константиновне Струковой». Это была «первая леди» местного дворянства, супруга Екатеринославского губернского предводителя дворянства в 1799-1804 гг. Анания Герасимовича Струкова. Предисловие, обращенное к этой же даме, оформлено в самых восторженных выражениях. «Правильно судили вы, что театр для детей очень полезен…».
Действительно, Ольга Струкова является одной из самых известных женщин в раннем Екатеринославе. Только вот известность у неё уже очень зловещая…
По жуткой иронии судьбы, вдохновительницей основания местного театра стала женщина, заслужившая позже прозвище «Екатеринославская Салтычиха». Она в буквальном смысле повторила судьбу известной Дарьи Николаевны Салтыковой (1730-1801), чье имя стало нарицательным, и которая стала печальным символом поведенческих отклонений в среде помещиков XVIII–XIX веков, порожденных безнаказанностью в условиях крепостного права.
Девушка из родовитой семьи, в молодости бывшая поборницей культуры Просвещения, начитанная и добродетельная, с годами превращалась в деспотичную правительницу своего поместья, терроризировала «дворовых девок», до полусмерти мучила принадлежавших ей крепостных.
Ольга Константиновна Струкова (1776–1836) происходила из известного молдавского рода Мавроени. Затем стала супругой губернского предводителя дворянства и заняла важное место среди екатеринославской элиты. Одной из инициатив О.К. Струковой и стало основание «Благородного Екатеринославского театра».
Казалось бы, эта женщина должна была до самой смерти служить образцом аристократической добродетели. Однако судьба распорядилась иначе. Вскоре её супруг, А.Г. Струков, умер. Ольга Константиновна переехала в Петербург и через год, в 1808 г. вновь вышла замуж за сенатора Ф.М. Брискорна. Причем не по любви, а, что называется, по расчету – вдова должна была Брискорну крупную сумму, и, таким образом, замяла дело.
С тех пор Ольга Константиновна жила фактически двойной жизнью. В Санкт-Петербурге она по-прежнему старалась быть образцом благочестия. В её столичном доме даже проживал А.С. Пушкин с женой в 1831-1832 годах. А на Екатеринославщине «сенаторша Брискорн» известна была совсем другим. У неё было обширное имение в селе Вышетарасовка (ныне в Томаковском районе). В этом имении хозяйка прославилась крайне жестоким поведением с крепостными. Об этом даже упомянул в своих известных «Воспоминаниях» А.М. Фадеев (1789-1867), работавший крупным чиновником в Екатеринославе, а затем ставший Саратовским губернатором. Он писал: «Сенаторша Брискорн секла своих людей своеручно до полусмерти, заутюживала своих девок и проч. и проч.».
Ольга Константиновна имела 11 детей. Её сын и внук, как и супруг, стали Екатеринославскими губернскими предводителями дворянства. Однако к концу жизни вдохновительница первого театра заслужила прозвище «Екатеринославская Салтычиха», а легенды о её зверствах передавались из уст в уста.
Что же стало с первым «Благородным театром» в Екатеринославе? Долгое время считалось, что постановка 1806 г. была чуть ли не отдельным эпизодом, своеобразной забавой местной аристократии. Однако удалось выяснить, что театр продолжил свою деятельность.
В 1811 г. Екатеринослав посетил князь П.И. Шаликов, который вскоре опубликовал свои мемуары в 1812 г. в журнале «Аглая». Он описал, что театр существовал, а представления давали странствующие труппы профессиональных актеров.
Шаликов назвал здешний театр публичным, то есть открытым не только для дворянской, но и для широкой публики. Он отметил: «В Екатеринославле есть публичной театр в доме, построенном дворянами, которые, к чести их вкуса, очень любят театр».
Литератор описал целых шесть пьес, которые ему довелось увидеть в Екатеринославе. В основном это водевили: «Лиза, или следствие гордости и обольщения», «Юлия, или следствие обольщения», «Сын любви» и др. Но были и постановки классического репертуара: комедия «Мещанин во дворянстве» Мольера и «Медные спазмы» польского драматурга В. Богуславского.
Интересно, что Шаликов увидел и постановку одноактной русской оперы Фрейлиха «Новое счастье». С постановки этой оперы 10 февраля 1810 г. началась история театра в Одессе. Возможно, эта же труппа гастролировала потом и в Екатеринославе.
Затем деятельность «Благородного театра» исчезает со страниц печатных изданий. Кто закрыл этот театр и почему, остается загадкой.
Следующие тридцать лет в Екатеринославе не было стационарного каменного здания для театра. Интересно, что пик театральной активности приходился на несколько ярмарок, а особенно на главную городскую Петропавловскую ярмарку (открывалась ко дню святых Петра и Павла 29 июня).
Парадоксально, но факт: долгое время в губернском Екатеринославе не было ни своего постоянного театра, ни драматической или оперной труппы. Но в городе часто гастролировали приезжие трупп, привозимые предприимчивыми антрепренерами. Порой в Екатеринослав приезжали и известные артисты столичного Александринского, московского Малого и других известных в империи театров, лучшие оперные труппы. Дошедшие до нас скупые сведения о ранней истории екатеринославского театра рисуют патриархально-провинциальные нравы, господствовавшие в среде местных обывателей и заезжих «служителей Мельпомены». Антрепренер был единственным вершителем судеб артистов, он же подыскивал доходные пьесы, закупал доски и ткани для декораций, примитивную бутафорию и реквизит, возил труппу бесконечными и утомительными дорогами из города в город.
Например, в 1843 г., во время Петропавловской ярмарки, в Екатеринославе гастролировала труппа известного антрепренера Зелинского с участием известного провинциального актера-трагика Николая Хрисанфовича Рыбакова. Рецензент и критик Н.Д. Мизко писал в журнале «Репертуар и Пантеон»: «Я отмечу эстетически прекрасную, высокоодушевленную, в некоторых местах даже истинно художественную игру господина Рыбакова в «Гамлете». Труппа Зелинского в основном ставила водевили, но также и украинские пьесы «Наталка-Полтавка», «Москаль-чарівник», «Сватання на Гончарівці», русские и переводные: «Ревизор» Гоголя, «Гамлет» Шекспира, «Коварство и любовь» Шиллера и другие.
Однако рецензент отмечал, что спектакли шли в здании, не приспособленном для постоянной театральной деятельности, настолько ветхом, «что в нем невозможно было играть без опасения, чтобы веселая потеха не окончилась трагической развязкой».
Рецензент как в воду глядел. Описанные гастроли 1843 г. проходили в деревянном театре, втором из известных театральных зданий Екатеринослава. Старожилы Екатеринослава оставили воспоминания, как «театральная потеха» таки окончилась обрушением этого здания, причем… еще до 1843 г.
Здание театра помещалось на большой ярмарочной площади, от которой теперь не осталось и следа. Думаю, многие горожане удивятся, что квартал проспекта Карла Маркса от улицы Дзержинского до Баррикадной (ниже «Дома книги») представлял большое поле, называемое площадью, где устраивались ярмарки, и здесь же находилось помещение театра.
Деревянный театр размещался позади будущего здания 1-го реального училища (ныне 2-й корпус ДНУ, просп. К.Маркса, 36). Один из старожилов города в 1887 г. на страницах газеты «Екатеринославский юбилейный листок» вспоминал: «Там, где теперь реальное училище, помещался базар; затем на том месте построен был деревянный большой театр, в котором играла постоянная труппа, состоявшая из 120 человек, под управлением Штейна. Здесь были и первоклассные драматические артисты, как Рыбаков и др. Эта труппа потом распалась на несколько групп под управлением Бабанова и Жураховского».
А другой старожил, Александра Молчанова, приехавшая в Екатеринослав в 1824 году, оставила очень ценные воспоминания о деревянном театре: «Лет через шесть после моего приезда, на базарной площади, где угол двора господина Касаткина, антрепренер странствующей труппы Штейн построил деревянный театр и начал приезжать к нам на ярмарку и на время дворянских выборов. Он, а также последующие антрепренеры – Молотковский и его зять Зеленский, – всегда нанимали квартиру у нас; в нашей же кухне готовился обед и ужин для всей труппы; я имела всегда даровую ложу, но пользовалась ею не очень часто, - только, когда давали хорошия пьесы; публика посещала театр охотно, - особенно, когда давали такия драмы, как «Русалка», «Параша Сибирячка» и прочие. Из актрис публика особенно любила Громову и Петрову а из актеров – Пилони; раза два Зеленский привозил петербургскую актрису Федорову, - тогда театр ломился от публики. Во второй половине тридцатых годов в городе была такая страшная буря, что крышу театра приподняло, пронесло ее несколько саженей и бросило наземь, причем она лопнула по всем швам; и нужно было видеть, как из балки, что за качелями, набежали люди и начали растаскивать доски и кроквы; буря не дает на ногах стоять, они вертятся во все стороны, падают, на четверенках лазят, а крышу все же упрятали на балку. После того и стены театра разобрали и построили его где-то внизу».
Оставил свои воспоминания, которые отличаются в деталях, и основатель каменного театра А.И. Луцкий: «первый театр в Екатеринославе действительно построен был на углу двора Чернявскаго (ныне Касаткина), в виде большаго деревяннаго сарая; но построен он был Трояновским, и представления в нем давались только летом, во время ярмарки (Петро-Павловской). Труппа актеров была под управлением Зеленскаго и Молотковскаго, последний был из Харькова, родственник Дюкова, известнаго Харьковскаго антрепренера. Некоторые из актеров этой труппы квартировали во дворе его же, Луцкаго, находившемся в том же месте, где и ныне он находится и где он, Луцкий, потом построил каменный театр. Первый деревянный театр был плохо построен и скоро пришел в ветхость; поэтому его разломали, и город снова остался без театра, пока не был построен новый им, Луцким».
К середине 1840-х годов стало ясно, что во избежание описанных «приключений» Екатеринославу жизненно необходимо каменное здание театра. Наконец, в 1847 г. каменный театр был открыт. Его появление стало следствием деятельности, как бы сейчас сказали, «крупного предпринимателя».
Купец Абрам Иосифович Луцкий, принадлежавший к одной из самых зажиточных фамилий в Екатеринославе, решил проблему с театральным помещением. Он строил каменное жилое здание на улице Гостинной (Гопнер), но в процессе строительства перепрофилировал его под театр. Каменный театр был торжественно открыт 26 октября (7 ноября по новому стилю) 1847 г.
Здание театра Луцкого стало местной достопримечательностью. К сожалению, графических источников не сохранилось, и как он выглядел, мы тоже не знаем. Однако современники отмечали, что здание было «весьма хорошее, даже щеголеватое».
Открылся каменный театр Луцкого гастролями провинциальной труппы И.И. Пилони, ранее уже бывавшей в Екатеринославе. В частности, дали «Ревизор» Гоголя, где роль городничего сыграл замечательный актер Павел Христианович Дрейсиг.
Каменный театр Луцкого просуществовал почти сорок лет, до 1885 г. К сожалению, это здание, стоявшее на нечетной стороне Гостинной улицы, не сохранилось. К слову, в следующем году также предстоит юбилей: 170 лет этому первому «долгоиграющему театру» в нашем городе», - завершает Максим Кавун.
Как видим, театр в нашем городе прошел сложный путь от «благих начертаний» до становления, пройдя несколько непростых этапов. Перипетии возникновения театра сами по себе претендуют уже на целую пьесу или роман.
210-летний юбилей появления первого театра в нашем городе – также повод вспомнить о месте, где он возник – это угол улиц Плеханова и Московской. И хотелось бы надеяться, что здание, стоящее сейчас на этом месте, когда-нибудь украсит мемориальная доска в память о первом театре.
Репродукции из архива Максима Кавуна.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Большой спасибо Ответить | С цитатой