Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пт, 22 ноября 2024
09:13

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

С высоты полета Чайки

|«« «« »» »»|

Подлинным украшением недавно открывшейся в днепропетровском Доме искусств и посвященной Дню города выставки «Объединенные Днепром» стали полотна живописца Сергея Чайки. На этой многожанровой выставке были представлены более 20 полотен и репродукций картин Чайки, посвященных одной из самых славных страниц Украины и нашего края – запорожскому казачеству.

Больше двадцати лет Сергей Михайлович Чайка воспевает славную историю наших героических предков, запорожских казаков, за это время создав около сотни монументальных полотен. Как утверждают искусствоведы, в настоящее время он является не только самым значительным украинским художником, работающим в данной тематике, но и единственным украинским художником-баталистом.

На упомянутой выставке Сергей Чайка и его работы стали одними из главных героев. Огромное внимание к его творчеству было приковано и потому, что последние семь лет он не выставлял полотна на суд широкой публики. Всех посетителей баталист чрезвычайно заинтриговал новостью о том, что сейчас работает над картиной «Воины АТО пишут письмо Путину». Журналист Городского сайта стал первым, кто в мастерской художника увидел, как идет работа над необычным полотном…

«Был главарем мальчишеских команд»

— Визитки творческих людей обычно украшены россыпью званий и титулов. На вашей же скромно значится: «художник-баталист», и все…

— Я немного стесняюсь говорить, что я художник. В моем понимании художник – это философ, популяризатор вселенских идей. Видя же, как многие из современных художников пустословы, пытающиеся обмануть зрителя вычурной молвой, софистикой, надуманностью, мне стыдно принадлежать к этой плеяде людей, думающих только о внешней форме.

— В детстве что-то предполагало, что вы станете живописцем?

— Совершенно ничего! Я из военной семьи, родился в 1962 году в Ростове-на-Дону, с восьми лет проживал в подмосковном городе, где располагалась часть отца, служившего в отряде космонавтов. Глядя на меня, все окружающие говорили: смотрите, какой казак растет! Был очень развитым, играл во все мыслимые виды спорта, дрался. Куда бы ни переводили отца по службе, везде приходилось самоутверждаться кулаками, и я постоянно был предводителем мальчишеских команд. Но при этом я всегда рисовал.

— По примеру отца вы хотели стать военным?

— Да, после восьмого класса мечтал поступить в Суворовское училище, чтобы потом стать летчиком по примеру отца. Но он не дал сделать такой выбор, пообещав: «Потом будешь говорить спасибо!». И оказался совершенно прав – родителей вообще надо слушать… Выбрал я 1-ю Московскую художественную школу на старинной улице Кропоткинской. А рядом со школой находилась Академия художеств. И когда в академии меняли экспозиции, нас, студентов, просили помочь с переноской картин. Я до сих пор помню свое изумление от того, что лично переносил шедевры Тинторетто, Леонардо да Винчи, других классиков живописи. И не просто переносил. Я любил рассматривать подписи классиков на полотне, проводить ладонями по холсту (хотя это было категорически запрещено), впитывая энергетику, дух автора.

— В каких жанрах вы тогда работали? И как сложилась любовь к батальной живописи?

— Первую батальную картину я написал в девятом классе – это была работа «Танкред и Эрмине» на историческую тему. Писал же в совершенно разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт.

— Батальная живопись считается королевой жанров, поскольку в себе объединяет все жанры, на которые наложено воспитание, мироощущение художника, — добавляет муза и жена Сергея Наталья. – В душе Сергея всегда жил огромный интерес к истории – особенно, его предков, запорожских казаков, из легендарного рода Чаек он и происходит. Живя в военном городке под Москвой, в школьные каникулы он по три месяца проводил у родственников мамы на Западной Украине, душой впитывая рассказы, легенды о древних украинцах, запорожском казачестве. Безусловное мастерство в каждом жанре живописи, его талант, тонкая, романтическая натура, интерес к истории – все это, на мой взгляд, и привело Сергея к увлеченности батальной живописью.

В Днепропетровск привела любовь

— После художественной школы вы закончили художественно-графический факультет Московского пединститута, работали учителем рисования – в том числе, три года в Монголии. Как же судьба привела вас в Днепропетровск? — В наш общий город привела любовь, — признает Сергей Чайка. — Регулярно бывая на Украине (отец был родом из Черниговщины, мама из Хмельницкой области), в один из приездов познакомился с удивительной девушкой Наташей из Днепропетровска. Своим жильем в Москве я не располагал, поэтому в 1989 году переехал к Наташе. И как раз началось «хлебное время». Создавались кооперативы, в том числе и художественно-оформительские от общества охраны памятников. В таком кооперативе работал и я – работы было масса: от создания малых архитектурных форм (памятных знаков, досок) до оформления Дворцов культуры в районах области. Я сразу душой потянулся к украинской и запорожской тематике и очень удивлялся: почему в историческом украинском стиле не работает никто из местных художников? При росписи Дворцов культуры создавал картины с бытом казаков, батальные сцены. Один из руководителей области, увидев мое творчество, изумился: «Откуда ты взялся, родной?!». После этого я работой был обеспечен, пока этого руководителя в 1991 году не сместили с должности. Но на эту квартиру, которую позже переделал в студию, успел заработать…

— Потом у вас был трехлетний период работы в Польше…

— В Польшу поехал, чтобы хоть что-то заработать на жизнь. Работал не совсем по профилю – занимался резьбой по дереву на предприятии, создававшем мебельные гарнитуры авторской работы. Эти три года были довольно «хлебными», но я все острее понимал, что такой промысел в смысле настоящего творчества – путь в никуда. Батальной живописью я занимался для души. Когда возвратился в Днепропетровск в 1995 году, узнал, что в городе готовится грандиозная выставка «Пан-Украина». Принял в ней участие с двумя историческими полотнами «Битва под Батогом» и «Возвращение казаков из похода» и с ходу завоевал первое место. С тех пор в моей жизни начался новый этап.

«Горжусь запорожскими корнями!»

— За эти 20 лет вами создано более ста исторических полотен – «Ликвидация Сечи», «Взятие Трапезунда», «Битва под Берестечком», «Неудержимая сила казацкого духа», «Морской абордаж», «Благословение казаков» и многие другие. Работы находятся в музеях и частных коллекциях США, Канады, Германии, Франции, Чехии и многих других стран. Что вас продолжает вдохновлять на творчество и разработку новых тем?

— Принадлежность к древнему роду запорожских казаков. Чайки – это не просто род – это огромный клан, разросшийся по всем у миру! Знаменитый Богдан Ступка, с которым я был знаком при его жизни, бывая за рубежом, на тамошних кладбищах искал могилы своих однофамильцев и далеких родственников. После одной из таких поездок он рассказывал мне, что в Югославии обнаружил огромный склеп Чаек королевского, судя по грандиозности склепа, рода… Я горжусь кровной связью с запорожскими казаками, которые не просто ходили на знаменитых лодках-«чайках» по рекам и морям (совершая в год 10-12 походов на турок, причем в одном походе было до 200 «чаек»). Они эти суда и строили, выбирая для них самые подходящие деревья. Они спасали из турецкого плена тысячи соотечественников…

— Работе над каждой картиной, очевидно, предшествует кропотливое изучение исторической базы?

— Безусловно! – Сергей Михайлович достает несколько редчайших фолиантов по истории, вооружению запорожского казачества, турок, татар. – Такой исторической базы по одежде, вооружению, стягах, клейнодах, хронологии и подробностях битв, мне кажется, нет даже в музеях. Не случайно моим творчеством заинтересовался знаменитый кинорежиссер Ежи Гофман. На одной из моих выставок он оставил такой отзыв: «Особая радость для нашей творческой группы, которая создает документальный фильм об Украине из трех частей, начиная с крещения Руси до современности, что среди батальных полотен художника Сергея Чайки есть картины о морских походах казацких чаек к турецким берегам, об атаках казаками турецких галер. Картины Сергея Чайки не только исторически достоверны, но и точно передают дух того времени, дарят зрителям ощущение причастности к времени. Конечно, картины такого масштаба, уровня и размеров достойны лучших залов мира». Познакомившись со мной лично, Ежи бывал у меня в гостях и использовал мои картины для создания исторической правды в своем фильме.

— Выставка в Доме искусств стала первой за последние семь лет, на которой представлены ваши работы. Почему случился такой долгий антракт?

— За это время я не прекращал создавать новые полотна, они находили своих ценителей – но не в самом широком кругу. А к своеобразному табу на организацию моих выставок, возможно, привела ревность Ющенко и Юле Тимошенко. В 2004 году я был активным сторонником «оранжевой революции». Не просто был знаком с Виктором Ющенко, а по его просьбе разрабатывал проект Мыстецького Арсеналу в Киеве (который позже был создан в совершенно ином виде). Поклонницей моего творчества была и Юля Тимошенко, приезжавшая ко мне в гости, заказывавшая некоторые работы. Узнав об этом, Ющенко разгневался. И мои выставки стали нежелательны… Аналогичным было и отношение к моему творчеству Януковича. Но я от этого не страдал. Делал то, чего душа хотела. Кроме батальных полотен, создавал исторические иллюстрации для книг, получая от этого наслаждение.

— Как вы, родившийся 53 года назад в России, относитесь к нынешним отношениям между нашими странами?

— Я давно уже стал украинским националистом, хотя и русскоговорящим. И говорю «спасибо» Путину за то, что он положил конец дерганиям украинцев: мы с Россией или без нее. Сегодня ответ – очевиден: мы – самостоятельная нация. Страшно жалко, что ради этого осознания люди гибнут на Донбассе, но для казака положить жизнь за Отчизну – это честь. Я горжусь каждым, ставшим на защиту Родины: и ребятами, которые с деревянными щитами заставляли убегать от них милицию, и теми, кто сражается на Донбассе. Когда я начинал осмысливать происходящее сейчас в стране и коварную роль в этом процессе Путина, у меня перед глазами встала картина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану». Не хотелось делать плагиат на злобу нашего дня. Для меня работа над картиной «Воины АТО пишут письмо Путину» — вызов, гражданская позиция. Не хотелось делать пафосно-драматическое полотно. Многие элементы картины решены в сатирическом ключе – тот же шаржевый образ Путина. Героями картины стали и реальные воины украинской армии, и волонтеры.

…Как признается Сергей Чайка, он сознательно не ускоряет работу над этой картиной. Закончит и представит ее на суд публики уже после выборов – чтобы ни у кого из политиков не возникло соблазна обозначить свою сопричастность к идее и выдать себя за «мецената» работы.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Мишель  (18.02.16 22:37): Молодец Сергей! Так держать! Я поклонница твоего таланта! Хотелось бы пообщаться) Ответить | С цитатой
я так понял  (04.02.16 19:40): он в стиле фентези в основном рисует. Ответить | С цитатой
почитатель таланта Чайки  (06.10.15 21:13): Молодец,так держать Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет просуществовала газета Днепр вечерний в бумажном формате

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте