Отец строил мосты и католический костел
Альберт Бродницкий родился в 1830 г. Окончил строительное училище в Петербурге (в 1852 г.), получил специальность гражданского инженера. После этого приехал в Екатеринослав. Начинал здесь «архитекторским помощником». Сделать карьеру Бродницкому помогло то, что он женился на сестре местного «архитектора для производства работ» Дмитрия Савицкого и стал его помощником.
Характеристику старшему Бродницкому дал в своих «Воспоминаниях» Андрей Достоевский, брат писателя, работавший в 1860–1865 гг. губернским архитектором в Екатеринославе. «Это был очень дельный и опытный техник… Как человек, он был очень милый и умный Господин, и притом комик от природы, и хороший рассказчик… По моем же удалении из Екатеринослава в 1865 году он занял мое место, то есть назначен был Екатеринославским Губернским Архитектором, на каковом месте и находился все время по день своей кончины». Дата смерти Бродницкого точно неизвестна.
Альберт Бродницкий руководил архитектурным делом в губернии около десяти лет. Занимался главным образом инженерно-техническими работами, проектировал почтовые станции и мосты. Однако в историю Екатеринослава Бродницкий вошел совершенно не этим.
В конце 1860-х гг. Бродницкий выполнил проект католического костела в Екатеринославе. В 1869 г. этот проект переработал петербургский архитектор П. Меркулов. Костел святого Иосифа был построен в 1870-х гг. и стал украшением города (ныне проспект Карла Маркса, 91).
Для того времени, да и сейчас, архитектура костела была довольно необычной. Среди одно-, максимум, двухэтажных построек поднялось массивное здание в неоготическом стиле. По традиции, костел завершался двумя массивными башнями, видимыми на расстоянии нескольких кварталов. Костел стал центром местной польской общины и привлекал других горожан – католиков.
К сожалению, судьба костела сложилась неудачно. В 1920-е годы он был отчужден у местной общины, закрыт, а в 1949 г. передан под спортивный зал. В советское время здесь располагалось управление спортивных лотерей. Главный фасад здания полностью изменился – башни были снесены, пристроен портик в стиле «сталинский ампир». Большой зал для молений был перегорожен на два этажа. Задний фасад, выходящий в парк, сохранился.
С середины 1990-х гг. здание костела, на которое уже заявила свои права местная католическая община, несколько раз переходило в частные руки. Окончательно возвращено верующим в прошлом году. Сейчас началась реконструкция костела. Есть надежда вскоре увидеть это здание таким, каким оно было по первоначальному проекту.
А сын проектировал храмы и особняки
Второй представитель династии – Леонид Альбертович, родился в 1864 г. в Екатеринославе и пошел по стопам отца. Получив специальность гражданского инженера в строительном училище в Петербурге, вернулся в Екатеринослав, где, как и отец, прошел все ступени архитектурной карьерной лестницы. Начинал «техником» в губернской земской управе. Через десять лет Леонид Бродницкий уже работал епархиальным архитектором. Вершиной успеха стала должность губернского архитектора, на которой сын, как и отец, находился целых десять лет – с конца 1890-х – начала 1900-х годов.
Как церковный архитектор Бродницкий известен проектом церкви Святого Николая, построенной в 1894 г. в Каменском (ныне – Днепродзержинск). Этот величественный нарядный храм в «неорусском стиле» с высокой колокольней и сейчас украшает центр города.
В Екатеринославе Леонид Бродницкий спроектировал и курировал строительство нескольких знаковых сооружений. В 1896 г. совместно со Станиславом Харманским спроектировал и построил Аудиторию народных чтений (ул. Половицкая, 5) в неоклассическом стиле. Бродницкий доработал проект и курировал строительство в 1900-1902 гг. здания Губернской земской управы (ул. Рогалева, 21). Это двухэтажное здание соединяет в себе элементы неоклассицизма и эклектики. Дом сохранился, но нуждается в реставрации.
Дом для Яворницкого
О работах Леонида Бродницкого по частным заказам известно мало. В 1905 г. он спроектировал частный дом для тогдашнего директора Екатеринославского историко-археологического музея Дмитрия Яворницкого. Одноэтажный дом с выразительной двухэтажной башенкой выходил своим фасадом на Дворянскую площадь (ныне пл. Шевченко, 5). Здание лишено архитектурных изысков, тем не менее, хорошо смотрится даже в окружении новостроек. С 1988 г. здесь постоянно работает дом-музей выдающегося историка города и края.
Архитекторы Бродницкие внесли свой заметный вклад в развитие архитектурного облика Екатеринослава. Как и многие местные зодчие, они работали в разных стилях – неоклассика, эклектика, «неорусский стиль», и, как показало время, успешно.