Мысли эти принадлежали Дмитрию Яворницкому, для которого время осени 1884– весны 1885 г.г. было одним из самых сложных в его жизни. Он не мог понять, за какие деяния на него был повешен «ярлык сепаратиста», почему ушла жена, по сути, бросив его. Какое-то время растерявшийся Яворницкий пребывал в отчаянии и безысходности. К неприятностям добавилась еще и смерть отца, которого он любил и уважал. Для того, чтобы не сойти с ума, а еще чего хуже – не свести счеты с жизнью, Дмитрий Яворницкий многое меняет кардинально: род деятельности (учебу в магистратуре на преподавание), место проживания (переезжает из несчастливого для него Харькова в Санкт-Петербург), семейную жизнь на холостяцкую. Таких поворотов в жизни будущего выдающегося историка было немало и до, и после этих событий.
Происхождение и семья
В происхождении Дмитрия Ивановича Яворницкого нет ничего загадочного. Однако некоторые факты вызывают интерес. Дмитрий Яворницкий родился 26 октября 1855 г. в селе Сонцевка Харьковского уезда Харьковской губернии. Эта дата указана в его автобиографиях, хранящихся в Днепропетровском историческом музее. Именно к этому дню (по новому стилю – 7 ноября) обычно приурочиваются праздничные мероприятия, посвященные его жизни и деятельности. Однако в метрической книге Богословской церкви села Сонцевка находим, что 25 октября 1855 г. в семье дьячка Ивана Якимовича Яворницкого и его жены Анны Матвеевны родился сын Дмитрий, которого крестили через четыре дня. То есть по метрике Д. И. Яворницкий родился не 7, а 6 ноября. Что это? Ошибка? Вряд ли Иван Якимович, который служил дьячком в храме села Сонцевка, неправильно указал дату рождения. Выходит так, что Д. Яворницкий вписывал в автобиографии неверную дату рождения или знал нечто о своем рождении, чего не знаем мы.
Отец Дмитрия, Иван Якимович Яворницкий (1827-1885) происходил из семьи священников. Однако его прадед Алексей Яворницкий и прабабка Евдокия Яковлевна принадлежали к дворянскому сословию. В 1793 г. Алексей Яворницкий отошел от мирских дел и принял священнический сан. Он был женат на представительнице известного на Слобожанщине старшинского рода Любицких – Евдокии Яковлевне Любицкой. Ее дед Роман Любицкий в 1713 г. занимал должность Бишкинского сотника Изюмского полка.
Происхождение Д. Яворницкого, по понятиям того времени, было благородным. Однако он никогда не кичился им: то ли о нем не знал, то ли не придавал этому факту большого значения.
Отца своего Дмитрий Яворницкий любил и уважал. Отец очень повлиял на развитие Яворницкого-ребенка, на его мировоззрение, на восприятие окружающего мира. Иван Якимович хотел, чтобы его сын тоже стал священником. Повзрослев, Дмитрий ощущал некоторое чувство вины за то, что не оправдал надежд отца, потому что в 1877 г. он поступил в Харьковский университет, тем самым порвав с длительной священнической традицией своих предков. У сельского дьячка Ивана Якимовича денег на обучение сына не было. Выручила крестная Дмитрия – Анна Дмитриевна Сонцева, дочь местных помещиков. Скорее всего, именно она выделила средства на обучение будущего исследователя истории Запорожья. Возвращаться к сельской жизни, вяло текущей рутине священнического существования, на которое Дмитрий насмотрелся еще подростком, он не планировал.
С матерью у Дмитрия Ивановича были довольно прохладные отношения. После смерти мужа Анна Матвеевна часто в своих письмах просила Дмитрия приехать, но он отписывал, что болен (Д. Яворницкий тогда действительно часто болел и был в разъездах) и долгое время у родных не появлялся. Не появился он и на похоронах матери, которая умерла в 1916 г.
Начало пути
Конец 1870-х –1880-е г.г. для Д. И. Яворницкого были не вполне счастливыми. Во время обучения в Харьковском университете Дмитрий Иванович вынужден был подрабатывать, ел плохо, часто болел. Он давал частные уроки, часто брал деньги взаймы, продавал необходимые ему самому вещи. После окончания университета его, как способного и подающего надежды студента, оставили при университете для получения профессорского звания. Направлением своих научных изысканий Дмитрий Яворницкий выбрал непопулярную в Российской империи тему – историю запорожских казаков. Тогдашний попечитель Харьковского учебного округа Максимович заявил молодому исследователю: «Ваши запорожцы нам не нужны. Пишите о Финляндии». Д. И. Яворницкий своего решения не изменил, выбрав путь, полный преград, непонимания и даже, в не котором роде, опасный, поскольку изучение истории Запорожья как в Российской, так и в других империях воспринималось как «украинский сепаратизм».
На самом деле обвинения в сепаратизме были надуманы и нелепы, поскольку в начале 1880-х годов Д. Яворницкий даже украинским языком владел плохо. Находясь в состоянии научного поиска, молодой ученый пытался точнее определить тему исследования. Для этого он обращался к разным знатокам украинской старины. Однажды Дмитрий Иванович обратился к Д. П. Пильчикову, который в свое время входил в состав Кирилло-Мефодиевского братства. Свидетель этой встречи Е. Чикаченко, вспоминал, что Яворницкий тогда на украинском языке не мог сказать ни слова. Что было не удивительно, поскольку годы обучения в семинарии и университете этому не способствовали.
Вскоре научные изыскания Д. И. Яворницко го оказались под угрозой. В основном все упиралось в отсутствие средств. Их у него всегда не хватало, а тут еще руководство университета лишило его стипендии за отказ от предложенной темы («история Финляндии»). Можно сказать, что Яворницкому повезло. Он смог найти людей, которые помогли ему в начале пути и продолжали помогать в дальнейшем.
Одним из первых покровителей Д. И. Яворницкого стал известный общественный деятель А. Н. Поль (1832-1890). С ним Дмитрий Иванович познакомился в период своих этнографических и археологических поисков в начале 1880-х годов. Поль владел более обширными знаниями по истории Приднепровья и с удовольствием делился ими со своим молодым подопечным, а позже выделял деньги на археологические раскопки, предоставлял жилье Яворницкому. А. Н. Поль дружески относился к молодому археологу, помогал собирать экспонаты прошлого, даже давал ему на целое лето рабочую силу за свой счет. Серьезную помощь Дмитрию Ивановичу на первых порах оказывал историк и этнограф Я. П. Новицкий (1847-1925). Он помогал ему советами, интересными материалами, которые Яворницкий использовал в своих работах. Результатом их сотрудничества стала книга «Запорожье в остатках старины и преданиях народа», которая вышла в 1888 г.
В издании некоторых научных работ Д. И. Яворницкому помогал известный коллекционер и крупный землевладелец В. В. Тарнавский – владелец знаменитой Качановки, что на Черниговщине.
Кроме доброжелателей и бескорыстных помощников были у Дмитрия Ивановича и критики. Наиболее последовательным из них был историк А. М. Лазаревский, который жестко критиковал первый том «Истории запорожских казаков», указывая, что свои выводы Яворницкий позаимствовал у ученых В. Б. Антоновича и П. А. Кулиша. Известный источниковед и историк культуры Г. П. Житецкий, этнограф и археолог В. Н. Ястребов упрекали Яворницкого за некритическое отношение к источникам, недостаток определенного метода исследования и субъективизм. Но в то же время они от мечали, что Д. И. Яворницкий собрал чрезвычайно много материалов по истории Украины. Критика, которая часто была не обоснована, сильно влияла на начинающего исследователя. Результатом стало то, что Д. И. Яворницкий отказался работать над четвертым томом «Истории запорожских казаков».
Однако доброжелателей и помощников все же было больше. Яворницкому удавалось находить много неравнодушных к его занятиям людей. Среди них можно назвать предводителя дворянства Екатеринославской губернии (1874-1886) Г. П. Алексеева; предводителя Екатеринославского дворянства (1908-1917), члена Государственной Думы Н. П. Урусова; коллекционера, генерал-майора А. Н. Синельникова; общественного и культурного деятеля, мецената В. Н. Хренникова и многих других.
Неизвестно, как бы сложилась судьба Дмитрия Яворницкого, не будь рядом людей, заинтересованных в исследованиях украинской старины. Он пользовался этой поддержкой только в научных, но никогда в личных целях.
Надо отдать должное и Д. И. Яворницкому: став известным и заслуженным ученым, он никогда не отказывал в помощи тем, кто в ней нуждался.
Личная жизнь
Как-то уж так сложилось, что Д. И. Яворницкий не воспринимается иначе как ученый, исследователь, общественный деятель. Яворницкий был еще и поэтом, а поэт – натура романтическая. Не только научными занятиями жил молодой магистрант, ему не были чужды и душевные порывы. Правда, в отличие от науки, где он достиг многого, на личном фронте Яворницкого преследовали неудачи. Не последнюю роль сыграло пресловутое отсутствие средств. Семейная жизнь молодого ученого не удалась. Первой его женой была учительница музыки из Харькова Варвара Петровна Кокина. Они вместе не прожили и двух лет. Она устала от систематического безденежья, которое стало особенно заметным после того, как Дмитрию Яворницкому прицепили ярлык сепаратиста. К тому же в квартире, где жила молодая пара, был настоящий склад разных вещей, которые, по мнению Варвары Кокиной, были ни чем иным, как хламом. Постоянные размолвки утомляли обоих. В конце концов, Варвара ушла. Развод почти совпал со смертью отца Дмитрия. Все эти события чуть не привели Яворницкого к душевному срыву, о чем он сознавался в письмах к своим друзьям Г. И. Маркевичу и Я. П. Новицкому.
Неудачная женитьба все же не до конца сломала веру Дмитрия Яворницкого в семейное счастье. Во второй половине 1880-х годов он предпринял вторую попытку создать семью. В доме известного харьковского поэта Якова Щеголева он познакомился с его дочерью Елизаветой. И снова испытал душевные волнения и минуты счастья. Однако взаимная приязнь Дмитрия и Елизаветы не переросла в супружеские отношения. На пути снова встала бедность. Я. Щеголев хотел для своей дочери лучшей судьбы, не желая видеть своим зятем бедного молодого ученого. После этого Д. И. Яворницкий полностью погрузился в свои научные занятия, пытаясь забыть эти неудачи.
Лишь в пору революционных потрясений Дмитрию Яворницкому удалось найти себе пару. В 1918 г. он женился на екатеринославской учительнице Серафиме Дмитриевне Бураковой. Но этот союз больше был похож на союз единомышленников, чем супругов. Детей они так и не нажили.
Екатеринослав в судьбе Д. И. Яворницкого
К моменту переезда в Екатеринослав, в 1905 г., Д. И. Яворницкий был уже маститым ученым. До этого он успел поработать в Харькове, Санкт-Петербурге, Ташкенте, Варшаве и Москве. Он был признанным специалистом в области истории украинского казачества, за что со временем среди украинской интеллигенции получил почетное прозвище – «козацький батько». Однако ему не хватало официального признания, иначе говоря, профессорской должности в одном из университетов. Понятно, что Екатеринослав, в котором не было университета, в планах Дмитрия Ивановича не значился, хотя еще в середине 1880-х годов он изъявлял желание навсегда поселиться в Екатеринославе. Но то была середина 1880-х гг. Молодой, мало кому из вестный исследователь казачества, тогда мог желать поселиться в столице казацкого края. В начале ХХ в. обстоятельства изменились.
В апреле 1902 г. Д. И. Яворницкий получа ет письмо от Екатеринославского научного общества (далее Общество). В письме ему предложили занять должность директора Екатеринославского музея, который должен был скоро открыться. В мае того же года директор Общества и хороший знакомый Яворницкого В. В. Курилов приглашает его в Екатеринослав для того, чтобы тот помог Обществу с устройством музея. Д. И. Яворницкий не смог приехать. В декабре 1902 г. Курилов снова просит Дмитрия Ивановича приехать. «Святая обязанность директора музея, – пишет он, – явиться на работу». Но и в этот раз Д. И. Яворницкий не появился.
Дело в том, что в это время Д. И. Яворницкий искал для себя место преподавателя в высшей школе. Он даже согласен был работать на непрестижной для него должности приват-доцента в Новороссийском университете в Одессе, и был полон сомнений – принимать ли предложение В. В. Курилова. Если бы в университете место для Яворницкого нашлось, то Екатеринославский музей возглавил бы кто-то другой. Лишь благодаря Обществу и его руководителю Курилову Д. И. Яворницкий стал во главе музея. Уже возглавляя музей, Яворницкий не переставал жаловаться на свою злую судьбу, которая вынудила его осесть в провинциальном Екатеринославе.
По замыслу устроителей музей должен был представлять как историю, так и природу Приднепровья. Так было обозначено и в Уставе музея. Но с самого начала Яворницкий взялся за обустройство лишь исторической его части, занимая даже те комнаты, которые были предназначены для экспонатов флоры и фауны, а также собраний совета Общества. 7 мая 1905 г. на совете музея взгляды В. В. Курилова и Д. И. Яворницкого на будущее музея окончательно разошлись, назревал серьезный конфликт. К счастью В. В. Курилов в скором времени выехал на преподавательскую работу в Санкт-Петербург, а Общество стало ходатайствовать перед земством об устройстве Естественного музея. Однако Первая мировая война не дала осуществить задуманное.
Факты свидетельствуют о том, что Д. И. Яворницкий, после того, как возглавил музей, стал воспринимать его как свою вотчину и не допускал никого не только к руководству, но и к формированию общей концепции его развития. Показательным в этом отношении является эпизод, в котором фигурировала известный археолог А. А. Скрыленко. В 1904 г. ее, по предложению Курилова, пригласил на должность хранителя музея сам Яворницкий. Но еще целый год она находилась в подвешенном состоянии, поскольку ожидала гарантий, что на новом месте получит постоянное место работы с хорошими условиями и перспективами на будущее. До переезда в Екатеринослав Антонина Антоновна проживала в Киеве, имела стабильное положение: хорошую работу, сына, который учился в гимназии. Этот переезд многое менял в ее жизни. Переезд после длительных переговоров, все же состоялся. В 1905-06 гг. А. А. Скрыленко работала на должности заведующей, была причастна к созданию экспозиции музея и обустройству его коллекции. Поскольку разница в обязанностях директора и заведующей не была определена в Уставе музея, это привело к первому осложнению в будущих отношениях Яворницкого и Скрыленко. К тому же его раздражало то, что Антонина Скрыленко постоянно обращалась к нему за помощью: в поисках квартиры, устройства сына в одну из екатеринославских гимназий и пр. Женщину, которая кардинально меняла свою жизнь понять можно – ей не хотелось начинать все с нуля. Яворницкий в этом случае повел себя, мягко говоря, невежливо. Вскоре отношения переросли во враждебные. Думается, причину следует искать в самом характере директора музея. Неудачный опыт в отношениях с представительницами прекрасного пола, который Яворницкий пережил еще в молодости, не мог не отразится на его отношении к женщинам. К тому же, в начале ХХ в., в обществе существовало пренебрежительное отношение к ученым дамам. В конце концов, А. А. Скрыленко вынуждена была покинуть Екатеринослав, от чего, конечно, пострадали как сами стороны конфликта, так и дело, которому они служили.
Описанные выше эпизоды никак не вписываются в созданный историографией иконоподобный образ Яворницкого, но зато они раскрывают одну из граней Яворницкого как человека, которому не были чужды людские слабости.
«Украинский проект» Д. И. Яворницкого в Екатеринославе
Во многих исследованиях Д. И. Яворницкого называют человеком аполитичным. Он действительно не состоял ни в одной партии, в период Украинской революции 1917-1920 гг. не принимал активного участия в политической борьбе. Все это так, но он никогда не был безразличен к судьбе Украины и ее народа.
В тот год, когда Дмитрий Иванович окончательно осел в Екатеринославе, Российскую империю захлестнули события первой российской революции 1905-1907 гг. Некоторая демократизация устройства страны и либерализация общественной жизни как никогда остро поставила на повестку дня национальный вопрос. Вот здесь Д. И. Яворницкий не стоял в стороне. При его непосредственном участии в Екатеринославе, на деньги известного предпринимателя Н. В. Хренникова, стала издаваться первая в истории города украиноязычная газета «Запоріжжє». Дмитрий Иванович стал ее редактором. Почти одновременно в городе стали выходить еще два издания: «Добра справа» и «Селянське слово», в которых Д. И. Яворницкий тоже печатался. Когда эти издания были закрыты властью, Яворницкий стал редактировать еще одну газету – «Русская правда». Однако газета вскоре стала слишком политизированной, поэтому Дмитрий Иванович ушел из редакции. Он был готов сотрудничать с украинской прессой, если она носила просветительский характер. Например, с изданием «Дніпрові хвилі» (1910-1913 гг.), где Д. И. Яворницкий печатал свои популярные рассказы из истории Запорожья, а также художественные произведения.
Благодаря Яворницкому в Екатеринославе в 1914 г. прошли юбилейные празднования, приуроченные к 100-летию со дня рождения Т. Г. Шевченко, а сам Дмитрий Иванович был почетным главой этого мероприятия. Он смог добиться разрешения на его проведение, несмотря на запрет местных властей.
Д. И. Яворницкий был инициатором переименования некоторых екатеринославских улиц. На Соборной горе благодаря его стараниям появилась улица А. Н. Поля, на Игрени – улицы с именами украинских писателей и других известных деятелей украинофильского движения. При активном участии Дмитрия Ивановича в городе был построен первый дом в украинском стиле – Дом Хренникова (сейчас – гостиница «Украина»). Он был одним из инициаторов создания дома «Просвіта» в Екатеринославе в 1905 г., и сам был активным ее членом.
В период революции 1917-1920 гг. Яворницкий продолжал заниматься просветительской деятельностью: читал лекции по истории запорожского казачества, об украинских народных традициях.
Мало кто знает, что Яворницкий был сторонником организации в Украине национальной (автокефальной) церкви. При его активном участии в мае 1917 г. в Преображенском соборе состоялась первая служба на украинском языке. Архиепископ Екатеринославский Агапит находился тогда под сильным влиянием Дмитрия Ивановича и даже соглашался с идеей «возрождения Украинской церкви на Сичеславщине».
Д. И. Яворницкий стал творцом первой научной истории города Днепропетровска. Правда, писал он ее уже в 1930-е годы под надзором цензоров НКВД, о чем свидетельствовала С. Д. Яворницкая. При его жизни книга не была напечатана – это произошло лишь в 1989 г. Но в ней нет казацкой странички, хотя Дмитрий Иванович придерживался той точки зрения, что Приднепровский край был освоен украинскими казаками, а не российскими самодержцами.
Последние годы жизни
На закате жизни Д. И. Яворницкому все же не удалось избежать политики.
Полагая, что невмешательство в политику не обратит на него внимания государственных органов, он продолжал трудиться на посту директора музея. Однако длительная и плодотворная деятельность в музее была прервана в начале 30-х годов.
Когда советская власть устроила первые громкие показательные политические процессы над украинской интеллигенцией, Д. И. Яворницкому удалось избежать ареста, но слежка за ним не прекращалась никогда. В частных беседах он выражал уверенность в том, что советской власти недолго осталось господствовать. В Днепропетровском окружкоме ГПУ об этом, естественно, знали. Знали в НКВД и об отношении Д. И. Яворницкого к голодомору, устроенному советской властью в 1932-33 гг. Именно в этот период Дмитрий Иванович был лишен академической пенсии и зарплаты, его уволили из музея. И снова в его жизнь пришло отчаяние и безысходность. Но, как и прошлые годы, нашлись люди, которые всячески помогали ему в это тяжкое время. Кто чем мог: одеждой, едой и прочим.
Советская власть считала Дмитрия Яворницкого идеологом украинского национализма. Сам министр просвещения УССР В. Затонский отзывался об экспозиции Днепропетровского исторического музея как о буржуазно-националистической, поскольку, по его мнению, там присутствовала «идеализация Запорожья и Гетманщины».
В 1937 г. НКВД причислило Д. И. Яворницкого к числу руководителей виртуального «украинского националистического контрреволюционного подполья». В доме Яворницких неоднократно проводились обыски, в музей (когда Дмитрий Иванович там работал) под личиной сотрудников засылались агенты ГПУ-НКВД. Все это ужасно угнетало и оскорбляло уже немолодого ученого, настроение его было подавленным. Одна¬ко, несмотря на это, он продолжал работать.
Лишь смерть, которая случилась 5 августа 1940 г. освободила Дмитрия Ивановича от этого непрекращающегося кошмара.
В качестве эпилога
Жизнь Д. И. Яворницкого напоминала приключенческий роман. Она была наполнена сногсшибательными историями, взлетами и падениями, разочарованиями и славой. Его биография не может быть вложена в прокрустово ложе каких-то идей, концепций или систем. Он не был идеальным ученым или гениальным руководителем, писателем и т.п.
Лучше, чем сам Д. И. Яворницкий о себе, о нем не скажет никто. В 1913 г., когда чествовалось 30-тилетие его научно-литературной деятельности, в адрес ученого было сказано много хвалебных речей и слов. В конце встал сам Д. И. Яворницкий и, обращаясь к присутствующим, сказал о себе: «…скажу вам по правде: Яворницкий-писатель не стоит и доброго слова; как археолог – он так себе; как человек – стоило бы быть намного лучшим; а вот Яворницкий-историк совсем плохонький. Но как собиратель археологического материала и, особенно, фольклора – на этом поле я кое-что сделал». Будучи очень скромным, он добавил, что в этом не только его заслуга, поскольку ему помогали учителя, служащие, врачи и многие другие, за что он был очень благодарен. То есть, Д. И. Яворницкий не относил себя к идеальным или гениальным личностям – он себя оценивал адекватно.
Наибольшая же, на мой взгляд, заслуга Дмитрия Ивановича Яворницкого в том, что действуя может быть не всегда удачно, он работал для людей, не покладая рук. Он не был безразличен к жизни (ну, разве что немного в тяжелые для него 1880-е), его не останавливали ни революции, ни войны или какие-либо другие социальные катаклизмы. Даже после того, как его отовсюду уволили, он продолжал работать. Своей деятельностью Д. И. Яворницкий пытался сделать из провинциального Екатеринослава-Днепропетровска один из важных центров духовного притяжения современного ему общества. Об этом свидетельствует как его переписка с сотнями корреспондентов, так и активная общественная деятельность. Ему хотелось вернуть Днепропетровску украинское лицо, чтобы здесь снова гулял казацкий дух вольности и свободы.