Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Гений места. Приднепровск


ж/м Приднепровск. ул. 20-летия Победы

ж/м Приднепровск. Райсовет Самарского района

ж/м Приднепровск. ул. 20-летия Победы

ж/м Приднепровск. Угол ул. Станиславского и Таманской

В нашу гавань заходили корабли... Приднепровск

ДК Энергетиков. ж/м Приднепровск

ул. 20-лет Победы, ж/м Приднепровск

Приднепровская ТЭС

Пристань в Приднепровске
Перенесемся к юго-восточной части левобережья Днепропетровска, туда, где причудливо соединяются естественный и индустриальный пейзажи. Среди живописной поймы Днепра возвышаются трубы энергетического гиганта - некогда крупнейшей в Европе Приднепровской ГРЭС (ТЭС). Когда-то эта территория считалась обширным островом, между течением Днепра и рекой, а теперь заливом - Шиянкой. Здесь расположен "город энергетиков", а ныне жилмассив - Приднепровск. Новейшая история этой местности второй половины ХХ века столь же богата перипетиями, как и предыдущие несколько столетий в районе Самарского устья.


I. ПРИДНЕПРОВСКАЯ ГРЭС НА ОСТРОВЕ ЧАПЛИ

Наш рассказ от перипетиях древней истории Самарского устья - в будущих очерках об Игренском полуострове и селе Чапли. Сейчас объектом нашего внимания является Приднепровск - самый молодой город-район Днепропетровска.

Когда-то, в 1908 г., владелец экономии в селе Чапли граф Воронцов-Дашков пригласил профессора Харьковского университета Альбицкого, и тот соорудил у Кодацкого порога небольшую электростанцию. Так граф стал владельцем первой ГЭС на Днепре.

Прошло время. Район этот оказался в центре ожесточенных боев во время Великой Отечественной войны (битва за Днепр) и серьезно пострадал. К середине ХХ века обширный остров Чапли, ограниченный течением Днепра и рекой Шиянка, оставался полупустынным. Лишь на восточной оконечности располагались поселки Чапли и Старая Игрень (севернее). Но к началу 1950-х гг. выгодное стратегическое положение и близость к Днепропетровску обусловили размещение здесь крупнейшего предприятия - Приднепровской ГРЭС.

ГРЭС начали возводить в 1952 г., а Постановление союзного Совета Министров о необходимости такого строительства вышло еще раньше - 22 декабря 1950 г. Первый энергоблок Приднепровской ГРЭС был пущен в ноябре 1954-го, а заложенной в проекте мощности она достигла в 1956 г. Долгое время ГРЭС (государственная районная электростанция) считалась самой мощной тепловой электростанцией в Советском Союзе и в целом по Европе. В конце 1970-х гг. она ежегодно вырабатывала 15 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Конечно, вскоре появились и более мощные ТЭС, однако Приднепровская осталась "флагманом теплоэнергетики страны". Излишне говорить, что она является основным символом Приднепровска.

Присутствие Приднепровской ТЭС незримо ощущают и тысячи жителей мегаполиса (особенно, самого ж\м Приднепровск), которым, кроме электроэнергии, беспрерывно подаются горячая вода и отопление.

Постройка Приднепровской ГРЭС стимулировала освоение территории и трансформировала местный ландшафт - восточный пролив Днепра был частично засыпан и стал рукавом Шиянкой. Так станция оказалась на полуострове.

II. КАК ВОЗНИК "ГОРОД ЭНЕРГЕТИКОВ"

В 1952 году, с началом строительства ГРЭС, западнее поселка Чапли возникают жилые кварталы поселка, а затем города энергетиков, получившего название Приднепровск. Новый город рос в крайне сложных условиях. Задача стояла - в короткий срок построить на обширном пустыре возле ГРЭС целые улицы, заселить их, обеспечить всей необходимой инфраструктурой. Здесь первоначально не было даже воды для питья - приходилось везти ее из ближайших сел. Добираться сюда также было нелегко. Машины преодолевали бездорожье, а железная дорога проходила тогда где-то километров за десять, а то и больше. Но уже в 1957 г. областная газета "Зоря" писала (не без пафоса): "Человеку, который сегодня побывает в Приднепровске, трудно поверить, что за такое короткое время - несколько лет - на пустом месте могут произойти такие величественные изменения. Приднепровск - настоящий социалистический город, он ни в чем не уступает некоторым другим городам нашей области, а кое в чем даже опережает их. Населяют Приднепровск в основном строители и энергетики. Первые сооружали большую тепловую электростанцию, а вторые теперь эксплуатируют ее... Куда не глянь, везде кипит работа - сооружается жилье, социально-культурные и бытовые учреждения. Короче говоря, город в лесах новостроек". В 1957 г. Приднепровск получил газ для промышленных и бытовых нужд. Через какое-то время дороги на основных улицах города выложили бетонными плитами. Были построены Дворец культуры, кинотеатр, поликлиника, магазины, налажена инфраструктура. На фасаде старейшей школы № 27 до сих пор сохраняются дата "1953" и красная звезда.

За пять десятилетий Приднепровск часто менял свой статус. Сначала это был поселок Приднепровский в составе Амур-Нижнеднепровского района Днепропетровска. В конце декабря 1956 г. облисполком преобразовал его в город районного подчинения Приднепровск (подчинялся сначала АНД, а затем Индустриальному райсовету Днепропетровска). В 1977 г. Приднепровск окончательно вошел в состав Днепропетровска и стал одним из городских жилмассивов, сохранив, впрочем, название, специфику жизни и внешнего облика.

Приднепровск строился изначально не только как "город энергетиков" с единым градообразующим предприятием - ГРЭС, но и как ближайший город-спутник Днепропетровска. Эти две черты определили характер развития Приднепровска на несколько десятилетий. В местной прессе появилось еще одно название - "младший брат Днепропетровска". В 1974 г., по данным "Большой Советской энциклопедии", Приднепровск насчитывал 18 тысяч жителей.

III. В СОСТАВЕ ДНЕПРОПЕТРОВСКА. ЖИЗНЬ ГОРОДА - РАЙОНА

Переломным в развитии Приднепровска стал 1977 год. 6 апреля 1977 г. издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому он вошел в состав Днепропетровска и стал центром вновь образованного Самарского района. Кроме Приднепровска, в состав этого района вошли часть Индустриального района и город Игрень. Самарский район стал восьмым в Днепропетровске и третьим - на Левобережье.

Весь массив Приднепровска можно условно разделить на три части: "старую", "среднюю" и "новую". "Старый" Приднепровск - южная часть массива - это, собственно, и есть тот самый "город энергетиков", построенный к 1956 г. Аккуратные улицы с одно-трехэтажной застройкой в стиле "сталинский классицизм". В центре возвышается Дворец культуры Приднепровской ГРЭС (сейчас ТЭС) - массивное здание того же стиля с шестиколонными портиками на двух фасадах. Главный фасад украшают декоративная лепка, сохранились и скульптуры той эпохи (в двух нишах). К 50-ти летнему юбилею ТЭС, который отмечали в 2004 г., Дворец был отреставрирован. В этом Дворце проводятся праздничные концерты с участием приглашенных звезд. Среди жителей района даже ходит слух, что в помещении Дворца культуры, в студии, записывали дуэт Таисии Повалий и Николая Баскова "Отпусти меня".

Перед Дворцом находится главная площадь (им. 60-летия Октября), где обычно проводят торжественные мероприятия района. На ней перед фасадом Дворца культуры возвышается довольно массивный памятник В.И. Ленину в окружении голубых елей. Ильич стоит лицом к Днепру и вглядывается в будущее уже почти пятьдесят лет - памятник был поставлен в 1957 г., одновременно с открытием самого Дворца.

Прямо к Днепру спускается и широкая аллея центрального парка с памятной стелой героям Чернобыля (открыта весной 2004 г.). Внизу оборудован пляж. Отсюда открывается красивая панорама на возвышенный каменистый правый берег Днепра - с домиками Лоцманской Каменки и Старых Кодаков. Между ними заметна территория бывшего карьера с остатками некогда знаменитой крепости Кодак и мемориальным обелиском, который поставил еще в 1910 г. Д.И. Яворницкий в честь взятия этой крепости войсками Б. Хмельницкого в 1648 г.

Застройка старой части Приднепровска проходила с ориентировкой на перспективное восприятие со стороны Днепра. В 1950 - 1960-е гг. водный транспорт был очень популярен, и лишь потом его почти полностью вытеснили автомобили. Люди старшего поколения отлично помнят, как воды Днепра бороздили "Ракеты" и "Кометы". С реки открывалась панорама парка и перспектива Дворца культуры энергетиков. Также к реке ориентирован главный фасад здания Энергостроительного техникума. Сейчас же приднепровская часть постепенно приходит в запустение, густые заросли растительности закрывают вид массива со стороны реки.

Застройка между улицами Роторной и Космонавтов носит у местных жителей название - "20-й квартал" и относится к более позднему периоду. И, наконец, кварталы между улицами Космонавтов, Агнии Барто и 20-летия Победы ("21-й квартал") - построены преимущественно в конце 1970-х - 1980-х гг. Здесь преобладает многоэтажная застройка и находится "новый центр" Приднепровска - торговый, деловой, административный. Из всех зданий Приднепровска, именно этот комплекс многоэтажек в светлую погоду хорошо просматривается от Монумента Славы на правом берегу Днепра, составляя элемент левобережной днепровской панорамы.

Узловое здание этой части - Самарский райсовет - выполнено по типовому проекту. Прямо напротив райсовета и многоэтажек - красивый сосновый бор. Местные жители любят устраивать здесь пикники и просто совершать прогулки.

Севернее территории города в 1980-х гг. выросла новая промышленная зона (линия улицы Гаванская). Из промышленных предприятий выделяются новые корпуса завода аккумуляторов "Иста-Ц" - отечественного лидера в этой области. На этой же улице производят известное мороженое "Ласунка". А еще одна деталь - на улице Гаванской проложены длинные ряды труб. Во время проезда в маршрутке мое (да, наверное, и не только мое) внимание привлекли различные надписи, например, признания в любви, выведенные большими буквами. Такие себе "граффити". На одной из этих труб бросилась в глаза красиво выведенная надпись "Бог есть свет!".

Есть в Приднепровске еще одна достопримечательность - это гимназия № 136 - одно из лучших средних учебных заведений в Украине (недавно ей присвоили имена просветителей славян Кирилла и Мефодия). Она называется экспериментальной, поскольку здесь апробируются новейшие методики обучения. Несколько лет тому назад гимназия выиграла грант на 3-х летний обмен со школами Нью-Йорка. Сейчас на ее базе открылся всеукраинский валеологический центр (валеология - наука о здоровье).

За все пять десятилетий истории Приднепровска одной из главных проблем всегда была транспортная - сообщение с центральной частью Днепропетровска. В декабре 2000 г. торжественно открыли строившийся два десятилетия Южный мост, сделавший возможным прямое автомобильное сообщение с правым берегом и жилмассивом Победа. Сейчас основным средством соединения с центром по-прежнему остаются маршрутные такси-автобусы от "Нового" моста, Октябрьской площади и железнодорожного вокзала.

IV. ОСТРОВ СЛАВЫ - ВОЕННЫЙ МЕМОРИАЛ

Остров Сухачев (Сохачев) или остров Славы - интересный исторический и туристический объект. Неподалеку от Чаплей, возле залива Сухачева острова, в январе 1919 г. форсировали Днепр войска известного "красного командира" Павла Дыбенко, освободив Екатеринослав от деникинцев.

Осенью 1943 г. солдаты Красной Армии форсировали Днепр на протяжении нескольких десятков километров, стремясь выйти на правый берег и продолжать преследование противника. Особо ожесточенные бои происходили в районе села Войсковое и в районе переправы Лоцманская Каменка - Старые Кайдаки, где находится остров. Именно с острова Славы 25 октября 1943 г. 39-я гвардейская Барвенковская дивизия форсировала Днепр и освободила Днепропетровск от немецко-фашистских захватчиков. В 1943 г. семнадцать участников форсирования Днепра на участке Лоц-Каменка - Старые Кайдаки за свои подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза.

Остров Славы - исторический кусочек приднепровской земли - стал своеобразным символом битвы за Днепр. В память о событиях 1919 и 1943 годов, на острове Славы в 1965 г. установили памятный обелиск, а в 1980 г. он был реконструирован.

V. ФАКЕЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ

Каждый год вечером 9 Мая большинство жителей Приднепровска и руководство района участвуют в знаменитом факельном шествии.

Такая традиция празднования Дня Победы складывалась несколько десятилетий. Начинается шествие на площади перед Дворцом культуры энергетиков и заканчивается на острове Славы возложением цветов и торжественным салютом. Шествие проходит по строго разработанному плану: за государственным флагом следуют факелоносцы; за ними проносят гирлянду в окружении военных; затем идут барабанщицы, далее несут большую корзину цветов. Народное шествие возглавляют ветераны войны, затем проходят руководство, духовой оркестр и жители района. Факельное шествие собирает не одну тысячу горожан. Как видим, Приднепровск стал родоначальником оригинальной традиции. Именно отсюда она распространилась на общегородской уровень. Вот уже два года в центре Днепропетровска проводится факельное шествие на проспекте Карла Маркса до Монумента Славы.

VI. ФУТБОЛЬНАЯ БАЗА "ДНЕПРА"

Одним из самых занимательных объектов в Приднепровске является загородная учебно-тренировочная база футбольного клуба "Днепр". Оказывается, место для новой базы "Днепра" выбирал сам Валерий Лобановский (www.ua-football.com). До его прихода в 1968 г. к руководству "Днепром" команда готовилась к матчам в "Дубраве" - базе отдыха "Южмаша" на Самаре. Валерий Васильевич долго искал место для новой футбольной базы и выбрал нынешний вариант - в сосновом лесу на восточной окраине города Приднепровска. База открылась в 1971 г., а содержал ее промышленный гигант "Южмаш". В распоряжении футболистов были два зеленых поля, бильярдная, озеро с рыбой. Несмотря на недостаточный по европейским меркам уровень, в 1970 - 1980-х гг. база "Днепра" считалась одной из лучших в Украине - там готовилась к матчам даже национальная команда. С 2003 г. начался новый этап реконструкции базы - построено несколько новых основных зданий, и две улицы сосновых домиков. Всего домиков 17, и в каждом из них живут по два футболиста. Сегодня база "Днепра" в Приднепровске претендует на звание одной из лучших в Европе по оригинальному решению проживания футболистов и тренеров - в индивидуальных финских домиках из экологически чистой сосны (www.ua-football.com).

***

Приднепровск сохраняет многие черты "города-анклава" в составе Днепропетровска - это и специфика архитектурного облика, и размеренный неторопливый уклад жизни жителей, и довольно устойчивые местные традиции. У этого района города хорошие перспективы, необходимо только правильно выбрать приоритеты. Можно, к примеру, задуматься над перспективой сооружения коттеджных поселков. Обилие свободных территорий для жилищного и промышленного строительства, сохранившиеся природные ландшафты поймы Днепра предоставляют возможность органически сочетать промышленное развитие с рекреационными и туристическими функциями.

Автор благодарит Даниила Кузьмина и Светлану Лучковскую за содействие в подготовке этой статьи.

Максим Кавун


Предоставлено: Недвижимость в движении

История города:

Прибуття німецької важкої техніки,
1943
serega_82
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте