Мастер ампира
Андреян Дмитриевич Захаров (1761 — 1811) прожил не очень долгую — всего пятьдесят лет, но довольно насыщенную жизнь. В 1794 г., уже в 33 года, он получил звание академика петербургской Академии художеств. Время творчества Захарова пришлось на расцвет ампира — стиля, распространившегося во Франции эпохи Наполеона. В России признанным классиком стиля ампир стал Захаров.
В 1805 г. Захаров был назначен главным архитектором Морского ведомства Российской империи. Однако зодчему не пришлось всю жизнь разрабатывать только проекты судоверфей. Учитывая талант Захарова, ему поручили разрабатывать типовые проекты гражданских и культовых сооружений для всей страны. В Украине по проектам Захарова построены ансамбли административных сооружений в Чернигове и Полтаве. Особенно известен ансамбль Круглой площади в Полтаве — площадь окружают трехэтажные величественные здания с массивными портиками.
Главным шедевром Захарова считается Адмиралтейство в Санкт-Петербурге — символ и центральная градостроительная доминанта города. Центральным элементом этого здания является величественный шпиль, увенчанный знаменитым корабликом.
Проект собора одобрил император
Каким образом Захаров оказался связан с историей архитектуры Екатеринослава? В 1787 г. Екатерина II и князь Г. Потемкин заложили фундамент грандиозного Преображенского собора на вершине горы (Соборная — Октябрьская площадь). Собор тогда построить не удалось по финансовым и другим причинам. В 1804 — 1805 гг. губернатор фон Берг предложил построить кафедральный собор под именем собора Святой Екатерины, и не на горе, а на «площади съестных припасов» возле Днепра (ныне площадь Демьяна Бедного). Проект собора и смету выполнил архитектор Николай Насеткин.
Проект Насеткина рассмотрел лично император Александр I и отклонил его. Он повелел, чтобы «план и фасад были исправлены или переделаны здесь [в Петербурге – М.К.], и чтобы построение здания сего произведено было в несколько лет». Александр I сам выбрал архитектора: «Академик Захаров, коему поручено было рассмотреть означенный план, представил вместо оного другой, им вновь прожектированный». 29 марта 1806 г. Александр I одобрил этот проект: «Господин Император высочайше повелеть изволил план для сего здания составить здесь в Академии художеств и вследствие того, сделанные академиком Захаровым план, фасад и профиль были представлены мною Его Величеству, и удостоены высочайшего одобрения».
Екатеринославский храм — уменьшенная копия двух шедевров Захарова
Что же было дальше? Началась русско-турецкая война 1806 — 1812 гг., затем Отечественная война 1812 г., из-за чего каменное строительство застопорилось во всей стране. О строительстве собора надолго забыли. Вспомнили только в 1820-х гг. Отставной витебский архитектор Федор Санковский выполнил восстановительные чертежи с проектов Захарова. Кафедральный храм построили по этим чертежам только в 1830 — 1835 гг. Вместо собора Святой Екатерины собор построили под названием Преображенский, и не в нижней части города, а на первоначальном нагорном месте.
Собор — однокупольное здание с шестиколонными портиками ионического ордера и колокольней, увенчанной шпилем. Высота колокольни с крестом — 54 метра. Силуэт собора и особенно шпиль повторяют в общих чертах две знаменитые работы Захарова — Адмиралтейство и Андреевский собор в Кронштадте (построен в 1806 — 1817 гг., разрушен в 1932 г.). Шпиль — любимый архитектурный мотив, своеобразный «бренд» Захарова. Сначала он воплотил его в Адмиралтействе, потом в Андреевском соборе, затем тиражировал, например, в проекте екатеринославского храма.
Еще один малоизвестный факт — у нашего собора есть ряд архитектурных «двойников», также выстроенных по проектам Захарова. Например, собор Александра Невского в Ижевске является практически полной копией екатеринославского собора.
Захаров не увидел «свой» собор в Екатеринославе — он уже двадцать лет находился в могиле. Оригинальные чертежи екатеринославского храма, выполненные Захаровым, считались утерянными. Их удалось обнаружить лишь через сто лет, в 1950-х гг., в одном из ленинградских архивов. На них сохранились полустершиеся от времени автографы зодчего.
Петербургский академик архитектуры Андреян Захаров случайно, с легкой руки Александра I, стал архитектором храма в городе на Днепре. Екатеринослав получил одно из лучших зданий, доминанту и духовный городской символ. Сейчас собор — памятник архитектуры национального значения.
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Цум, 1920-1940 гг. serega_82 |