"Миля" примыкает с юго-востока к ограде Преображенского собора и представляет собой четырехгранный обелиск в форме пирамиды с острым завершением на прямоугольном постаменте. На одной из сторон верхней части сохранился круглый медальон, вероятно для надписи, которая не сохранилась. Установлен обелиск на круглом постаменте из грубого камня со ступенями.
Что скрывает это внешне неказистое сооружение? "Миля" привлекала внимание исследователей и краеведов уже с начала ХІХ века. Недостаток надежных источников заставлял авторов включать собственную фантазию. В результате, в литературе высказывались несколько версий сооружения памятника.
Впервые сведения о памятнике встречаем в известных воспоминаниях запорожца
Никиты Леонтьевича Коржа, в главе ІХ "О путешествии императрицы": "В
здешней-же украйне т.е. в Екатеринославской и Херсонской губерниях, по грунту
земли и достатку дикаго камня, были поставлены, на трактовых дорогах, высокие
каменные мили, одна от другой в 10 верстах; некоторые из них и доселе по Херсонской
дороге видны и называются памятниками Потемкина, поелику он приказал их в те времена
устроить...".
Историк первой половины ХІХ века архиепископ Гавриил Розанов, редактор воспоминаний
Коржа, в примечании к ним отметил: "Таковая миля находится и в Екатеринославе,
подле Соборной Преображенской церкви. Она стояла на земляном кургане, который
потом в 1834 году срыт, и миля, вместо того, обделана камнем с железным балюстрадом".
Еще один автор середины ХІХ века, Г.Я. Титов в своих "Письмах из Екатеринослава"
повествует: "Теперь пойдем, посмотрим на наш собор… По правую сторону и подле
самой ограды, возвышается памятник из простого камня, или как на нем написано,
миля, окруженная железною решеткою. Эта миля поставлена в 1787 году, на том месте,
где стояла карета блаженной памяти Государыни Императрицы Екатерины ІІ, при заложении
Ею собора, и откуда началось в тот же день Ея путешествие в Крым".
Екатеринославский краевед конца ХІХ века А. Егоров называл милю в числе трех памятников, построенных "на память о пребывании Императрицы в Екатеринославе и в честь ея". "Первый по времени - это царицына миля, что стоит теперь за собором, у самой ограды, против богоугодных заведений. Миля эта поставлена по распоряжению Потемкина в день закладки собора".
Владимир Машуков в "Воспоминаниях о городе Екатеринославе" 1910 г. посвятил памятнику почти страницу. "Относительно его постановки существуют различныя догадки и трудно решить которая самая верная. По мнению одних здесь стояла сама ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА II во время первоначальной закладки кафедрального собора. Другие предполагают, что на этом месте подали ей карету и отсюда началось ея дальнейшее путешествие в Крым. Некоторые же признают этот столб за один из тех столбов-миль, которые чуть ли не через 10 верст один от другого были разставлены, по распоряжению князя Потемкина, на больших дорогах ко времени проезда Царицы. Одно лишь достоверно, что стоящий у соборной ограды памятник - столб-миля был неоднократно возобновляем и не сохранил в себе никаких следов древности".
Основной вопрос - когда поставлена "Екатерининская миля"? Во время закладки города или уже после, как памятник основанию города? А может, она уже стояла на горе, перед церемонией закладки собора, а вместе с ним и нового Екатеринослава в 1787 г.?
Сохранившиеся в архивах, а также опубликованные в ХІХ веке источники, дают
достаточно полную картину подготовки путешествия Екатерины ІІ и строительства
"Екатерининских миль". Изучение этих данных приводит в выводу, что "миля"
в Екатеринославе - на самом деле один из дорожных знаков, которые были расположены
по маршруту путешествия императрицы Екатерины ІІ еще до самого путешествия. Существующая
мысль о возникновении памятника в 1787 г. в честь закладки Преображенского собора
Екатериной ІІ или после этого, не подтверждается источниками.
"Миля" - Бахчисарай
В 1787 году Екатерина II отправилась "в полуденные края России". Во
время этого путешествия императрица предполагала осмотреть Киевское, Черниговское,
Новгород-Северское и Екатеринославское наместничества и Таврическую область. Подготовка
к путешествию, которое первоначально предполагалось совершить в 1785 году, началась
еще в 1784 году. По всему маршруту следования императорского поезда провели масштабные
реконструкционные работы: починка дорог и мостов, строительство временных "путевых"
дворцов, высадка деревьев, разбивка "аглинских садов". Скорее всего,
инициатором таких обширных мероприятий был сам "вице-король Юга" Григорий
Александрович Потемкин. Чиновникам на местам она предписывал: "Дорогу от
Кизикермена [Берислав] до Перекопа сделать богатой рукой, чтобы не уступала римским;
я назову её Екатерининский путь".
Основные заботы легли на плечи правителя Таврической области Василия Васильевича Нечуя - Коховского. Некоторые исследователи считают, что именно он является автором оригинальной идеи отметить маршрут путешествия специальными дорожными знаками. Нужно отметить, что уже после путешествия императрицы В.В. Коховский был назначен в 1788 г. правителем Екатеринославского наместничества и вплоть до своей смерти в 1794 году руководил строительством нашего города на правом берегу Днепра.
В августе 1784 года В. В. Коховский написал В. С. Попову, правителю канцелярии Г.А. Потемкина: "Если вы рассудите за благо, то прошу доложить: не угодно ли будет по дороге, где шествие, поставить по два или по три каменных столба пяти или десяти верстовых [т. е. через каждые пять или десять верст]. Буде на оное последует повеление, прикажите оным сделать план и мне доставьте". Г.А. Потемкин отреагировал на это предложение ордером (приказом) от 8 (19) сентября 1784 года: "Расстояние пути означить милями и верстами... каменными, ставя первые по десятки [через каждые десять верст], другие же на каждой версте. Я пришлю тех и других рисунок".
Кто же является автором проекта "Екатерининских миль"? В общей композиции миля аналогична "верстовым пирамидам", установленным в окрестностях Санкт-Петербурга по проекту знаменитого итальянского архитектора Антонио Ринальди в 1760-1780-х гг. Однако типовой проект этих сооружений для Южной Украины не найден, автор неизвестен, поэтому выводы не этот счет делать пока рано.
В письме Попову от 22 октября 1784 г. В.В. Каховский отмечал, что в Акмечети, Бахчисарае и Карасубазаре начали делать "образцовыя версты". 19 декабря 1784 г. В.В. Коховский докладывал из Бахчисарая: "Строение дворцов у нас остановилось от великого снегу… Мили же и версты в избах продолжать делать стану". 4 марта 1785 года Коховский снова информировал Потемкина: "…Мили от Бериславля к Перекопу, от Севастополя чрез Бахчисарай, Акмечеть, Карасубазар до Феодосии все отделаны, а в апреле месяце и от Перекопа до Акмечети сделаны будут. Верст о Бериславля к Перекопу построено 60, от Перекопа к Акмечети 38, от Акмечети к Севастополю все 66, кои при наступлении теплых дней по своим местам поставлены будут; к отделке же остальных прилагается старание".
В 1785-1786 гг. дороги были закончены и вдоль них установлены каменные знаки
с обозначением миль и верст на всем протяжении от Бериславля до Севастополя. Известный
ученый, академик П. С. Паллас видел дорожные знаки путешествия семь лет спустя:
"Версты здесь [в Крыму. - Е. В.] везде обозначены на поставленных красивых
каменных колоннах или столбах. На больших дорогах каждая верста обозначена треугольным
обелиском, высеченным из дикого камня, и, кроме того, на каждых десяти верстах
правильно стоит еще более замечательный каменный столб или круглая пропорционально
вытесанная колонна, с украшением вроде осьмиугольной капители и с тупым верхом".
В начале ХХ века в Крыму еще сохранялись дорожные знаки путешествия императрицы,
однако известный крымский историк А. Маркевич констатировал, что "многия
требуют ремонтировки". В настоящее время по всему Крыму сохранилось не более
пяти "миль", а верстовые знаки исчезли совершенно. "Мили"
имеют статус памятника архитектуры общегосударственного значения. Одна такая миля
находится в Севастополе на Северной стороне, датируется 1786 годом и считается
также старейшим каменным сооружением города. Мили стоят также у входа в Бахчисарайский
дворец, возле поселка Зуя, на 29 км шоссе Симферополь - Бахчисарай и в других
местах полуострова. Крымские мили сложены из хорошо обработанного известняка на
известковом растворе. На квадратном в плане постаменте установлена усеченная часть
колонны с базой тосканского ордера, увенчанная коническим завершением. Ствол колонны
в средней части шестигранный.
Остается невыясненным до конца вопрос о числе и времени постройки дорожных знаков
на территории Екатеринославского наместничества, т.е. от Екатеринослава до Бериславля.
Нет оснований сомневаться, что знаки на этой территории сооружались одновременно
с Таврической областью согласно единому распоряжению Г.А. Потемкина до путешествия
императрицы.
Сегодня на территории Днепропетровской области сохранились лишь "мили" в Днепропетровске и в селе Волосское (частично разрушена). Хотя в конце ХІХ - начале ХХ века историки-краеведы свидетельствовали о большем их количестве. Д.И. Яворницкий, путешествуя по землям древнего Запорожья, отмечал, что на пути из Никополя в Капуловку длиной 20 верст, "есть еще так называемыя мили, т. е. каменные четырехгранные столбы, свидетели проезда здесь императрицы Екатерины II".
Нельзя не отметить, что бытующее в литературе название "верстовая миля" является анахронизмом (сравните: "метровый километр"). Памятник в Днепропетровске представляет собой верстовой знак, в отличие от "миль" (обозначающих расстояние пути в милях), которые сохранились на территории Крыма. "Екатерининская миля" в Днепропетровске - единственный полностью сохранившийся памятник такого типа на территории области и южного края в целом. "Миля" - старейший памятник Екатеринослава, свидетель закладки в 1787 г. Преображенского собора и всего города на правом берегу Днепра.
Первоначально миля находилась на земляной насыпи (кургане). В 1834 во время строительства Преображенского собора эта насыпь была срыта, миля обложена полированным гранитом и ограждена. Инициатором этой акции был архиепископ Гавриил (Розанов), понимавший значение этого небольшого памятника для потомков. За советское время состояние "мили" почти не изменилось. Революции и войны пощадили монумент, и наша "миля", слава богу, не разделила судьбу крымских миль, некоторые из которых были разрушены совсем недавно. Миля, располагавшаяся между селами Насыпное и Первомайское, при повороте на село Отважное, была разрушена в 1999 году. Осенью 2002 года куски мили перевезли во двор краеведческого музея в Старом Крыму. Сотрудники музея заново "собрали" милю, и теперь она украшает двор музея.
Недавно на страничке, посвященной миле, (сайт gorod.dp.ua) появился такой комментарий: "самое смешное и обидное, что такие "столбики" действительно для нашего города представляют собой неслыханную культурную, архитектурную и историческую ценность...". А ведь когда-то с этого "столбика" начиналась история нашего города…
Максим Кавун
Предоставлено: Недвижимость в движении
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Протока між Комсомольським(Монастирським) островом і правим берегом, 1954 Автор: Бєлкін Віктор |